Число федеральных чиновников нужно сократить в два раза, региональных - в три: мнения парламентариев21.04.2014Счетная палата РФ проверила федеральные ведомства на предмет эффективности использования бюджетных средств. Аудиторы, в частности, изучали, сколько нормативных актов, регламентирующих ключевые вопросы подотчетных отраслей, ведомства еще не приняли. Лидером оказалось Минобрнауки (19), за ним следует Минкультуры (18, что составляет 18,3% от требуемого количества актов).
Особенно вопиюще подобная ситуация выглядит на фоне информации о том, что в последние 15 лет численность чиновников в России постоянно растет и достигла 2,4 млн. человек при населении страны 140 млн. Как заявил зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин: "Получается, что 58 россиян кормят одного чиновника".
Тот же Рашкин выступил с радикальным предложением: "Необходимо волевым решением власти просто уволить половину чиновников. Нужно также установить жесткие лимиты по численности аппарата государственных и муниципальных служащих и ввести такие же требования к их работе, которые применяются в коммерческих компаниях и корпорациях".
Как вы оцениваете работу Минобрнауки и предложения коммунистов? С таким вопросом Regions.ru обратились к парламентариям.
Олег Смолин:Начать бы хотелось с вопроса о количестве российских чиновников, поскольку он непосредственно связан и с вопросом о Минобрнауки.
Действительно, количество федеральных госчиновников в послесоветской России увеличилось примерно вдвое, и в 2,5-3 раза увеличилось число чиновников региональных. Это при том, что на начальном этапе развития новейшей российской истории активно выдвигался лозунг «Долой бюрократию!». А сегодня мы видим, что вместо «долой» получилось «да здравствует».
Между тем количество чиновников во многом определяется набором их функций. Поэтому просто механически сократить армию госслужащих – это не решение проблемы. Параллельно нужно сокращать количество их функций, заложенных в нашем законодательстве. И вот как раз ярким примером здесь является новый закон «Об образовании», продавленный профильным министерством через думское большинство. В отличие от предыдущего закона, он содержит в себе уже не 40, как было раньше, а 184 нормы отсылочного характера, которые предполагают принятие соответствующих подзаконных актов. А чем больше у нас принимается подзаконных актов, тем больше требуется чиновников для их реализации! Поэтому прежде чем говорить о глобальном сокращении чиновничьей армии, нужно менять всю нынешнюю законодательную систему, которая и обеспечивает госслужащих дополнительными и в большинстве случаев совершенно излишними функциями. Зачем нам, к примеру, все больше и больше регламентировать такую сферу, как воспитание подрастающего поколения, которая должна основываться не столько на правовых нормах, сколько на решении вопросов морально-нравственного характера?
Мы полагаем, что Минобрнауки не справляется сегодня с тем объемом работы, которым отчасти оно само же себя и «загрузило». Если бы был принят предлагавшийся фракцией КПРФ законопроект «О народном образовании», толку для нашего образования было бы гораздо больше.
Когда Дмитрий Ливанов выступал в Думе, от имени нашей фракции я говорил ему, что у нас нет мелких претензий к министру, но существует целый ряд претензий к образовательной политике, которую проводит его ведомство. Во-первых, новый закон «Об образовании» закладывает возможность в пять раз повышать плату за детские сады, и в 20 раз – за студенческие общежития. Для нас также категорически не приемлем новый школьный стандарт, который был предложен еще Фурсенко, и с которым Ливанов сегодня согласился. Этот стандарт позволяет получать учащимися аттестат, не изучив на должном уровне физику, биологию, историю, литературу, поскольку все это заменяется другими предметами.
Мы не согласны с тем, что новый закон фактически предусматривает увольнение 90 тысяч школьных учителей и более 100 тысяч вузовских преподавателей. Не согласны с предлагаемой системой мониторинга вузов. Наконец, разработанный в министерстве закон о т.н. «реформе» РАН мы расцениваем как закон, направленный на разрушение всей системы российской науки.
К сожалению, ни по одной из наших фундаментальных претензий ситуация до сих пор не исправлена. Когда в прошлом году все думские фракции выразили свое недовольство работой Ливанова, премьер Медведев вскоре на это заявил, что должность Ливанова наряду с должностью министра здравоохранения является в России «расстрельной».
Что же касается практики привлечения к реализации отдельных задач Минобрнауки сторонних организаций, то здесь все зависит от того, что это за организации. Если они представляют наше образовательное сообщество и там работают действительно большие профессионалы, в которых нуждается министерство – ради Бога. Но если такие организации не имеют к образовательным процессам никакого отношения, как, например «Прайс Уотерхаус Куперс», занимающаяся исключительно финансовым аудитом – тогда, действительно, могут возникать большие проблемы, приводящие к абсурдным ситуациям. Поэтому вопросы о привлечении к работе министерства сторонних организаций должны решаться при обязательном участии образовательного сообщества, а не произвольно.
Полный текст на сайте www.regions.ruwww.smolin.ru
На развитие сайта