Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Александр Адамский. Школа в эпоху большой нелюбви

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 041
  •  
    • 0


Почти месяц был в Сибири. В Бурятии и Иркутске «Эврика» проводила школы кадрового резерва и большой семинар для руководителей муниципальных органов управления и финансистов. А в начале июля – 6-й Байкальский образовательный форум, гигантское событие.

Обычно мы обсуждаем на семинарах и конференциях новые проекты всяких документов и на этом строим индивидуальную программу для каждого участника.

Не занимаемся методическим разъяснением уже принятых решений, хотя иногда приходится участвовать и в таких дискуссиях, но скорее экспертно, а не методически.

Этим летом самая острая тема – дошколка. Это поразительно, насколько бесполезными становятся решения, которые принимаются на самом высоком уровне, когда речь заходит об их осуществлении.

Все помнят, как напряженно и остро спорили и даже ругались эксперты, политики и чиновники про то, какими должны быть стандарты. После школьных – дошкольные.

И вот теперь всеобщее недоумение – а зачем они были нужны?

Точно знаю – дошкольные стандарты были готовы в конце июля прошлого года.

И это значит, что уже осенью 13-го года можно было засылать в регионы материалы, с помощью которых местные минфины и минобры могли включать в бюджеты финансовые нормативы на введение ФГОС дошколки.

Сейчас июль 14-го года, боюсь, что ни один регион не планирует в своих бюджетах 2015 года средства на введение и реализацию дошкольного стандарта.

Нет ни примерных программ на уровне федерации, нет основных образовательных программ в детских садах – а ведь ФГТ отменили, значит, программы, по которым работают сады сейчас, вне закона. Ведомство объявило переходный период, но изменений в законе по этому поводу нет.

Я уже не говорю о том, что энергичных действий по переучиванию воспитателей и заведующих не происходит.

Примерно такая же история со стандартом основной школы – ни соответствующего финансового норматива, ни интенсивной работы по проектированию основных образовательных программ, соответствующих стандарту основной школы, ни переучивания учителей и завучей…

Институциональные решения в эпоху ручного управления резко падают в цене. Проще говоря, никому не нужны стандарты, правила, нормы.

Бог и царь образовательной политики – поручение! От вышестоящего начальника – нижестоящему, кроме выполнения поручения ничего не делающему.

При этом и поручения не выполняются – например, майские (2012 г.) указы президента. В дорожных картах и соглашениях с регионами предписано тратить федеральные средства (50 млрд) исключительно на строительство новых зданий детских садов.

Наученные прошлогодней трагикомедией со строительством садов на федеральные средства осенью (потому что деньги приходят в конце лета в лучшем случае), большинство регионов пока соглашения не подписали.

Откуда в правительстве убежденность, что единственным способом обеспечения дошкольным образованием является строительство за бюджетный счет новых зданий – загадка. На мой взгляд, стимулирование негосударственного сектора гораздо более эффективно.

Опытно доказано: то же строительство детского сада частником в Сибири (для себя, а не на продажу государству) обходится по крайней мере в два раза дешевле, чем стройка за федеральные бюджетные средства для эксплуатации муниципалитетом. И проектно-сметная документация дешевле обходится, и материалы, и работы, а качество при этом гораздо выше.


Не говоря уже о том, что ради «вовремя отчитаться» завышают стоимость строительства за бюджетные средства – отчитаться же надо к декабрю об освоении средств.

Я считаю, что если пустить деньги из федерального бюджета на стимулирование частного сектора в дошкольном образовании – и указы можно выполнить, и гораздо больше людей получат эту услугу.

Сегодня инвесторы готовы только строить сады и продавать их муниципалитетам или государству. Это, на мой взгляд, невыгодно.

Строить и потом самим обеспечивать дошкольное образование – не хотят. Потому что выгодным этот вид бизнеса будет только тогда, когда государство отдаст финансовый норматив в негосударственный детский сад так же, как оно обязано отдавать в муниципальный.

Причем и норматив на реализацию образовательной программы, и на содержание имущества.

И все! Отдайте деньги налогоплательщиков тем, кто этим налогоплательщикам обеспечивает услугу по дошкольному образованию!

И тогда граждане будут получать эту услугу за те деньги, которые они платят и в муниципальном саду. А кто может, будет платить за дополнительные услуги сверх норматива.

Нет денег строить – пусть строит инвестор, а вы отдайте ему деньги, которые положены за услугу.

Например, из тех же 50 млрд федеральных денег.

И не надо будет никого подстегивать, кроить дорожные карты и тратить время и силы на контроль и отчеты по расходованию средств на стройку осенью-зимой.

Основные проблемы, которые обсуждались на Байкальском форуме помимо дошколки – самостоятельность, развитие среды и язык.

Сам БОФ был в этом году необычным. Открытым, гражданским, я бы даже сказал – уличным.

Утром первого дня по всему Улан-Удэ начались «образовательные митинги». Площадки с микрофонами, оформленные символикой БОФ, на которых первые 15 минут выступили педагоги, чиновники и эксперты, а затем каждый, кто хотел и мог сказать что-то на тему «Ребенок в пространстве будущего» (такова была тема БОФ), мог это сделать.

И события на этих площадках развивались очень бурно. Не буду пересказывать – все материалы есть на страничке БОФ , но именно там, на открытых уличных площадках-митингах, оформились основные темы форума: дошколка, самостоятельность школ и садов, проблема среды и языка.

И потом в течение трех дней на круглых столах, в экспедициях в районы, на заседании ассоциации администраторов образования тематика обсуждалась и затем легла в основу резолюций форума.

Отсутствие самостоятельности школ, садов, учителей уже стало тенденцией сегодняшней системы образования. Усиление ручного управления, пренебрежение законодательными нормами, контроль, отчетность и проверки с запросами как основные способы управления образованием привели к неизбежному результату.

Ни школа, ни детский сад ничего не могут сделать самостоятельно. Инициатива, собственные проекты – все это ушло в прошлое.

И это в свою очередь привело к тому, что мотивация директоров, учителей, воспитателей и заведующих упала до нуля.

Конечно, единицы школ и учителей сохранили инновационный настрой, интерес, стремление развиваться. Но не благодаря, а вопреки системе.

Удивительным образом я почувствовал себя как в конце 70-х годов: тогда царила процентомания, сейчас – ручное управление, но строго говоря – та же процентомания.

И я вижу, как лучшие учителя, пытаясь сохранить свои ценности, свой стиль работы, свою самостоятельность – уходят во внутреннюю образовательную эмиграцию.

«Делайте вы что хотите – с учебниками, со стандартами, с программами, с ЕГЭ, с допусками к ЕГЭ, с зарплатой, с аттестацией, со школьной формой… Я буду делать свое дело, тихо, может быть даже тайно.

Их, скорее всего, будут разоблачать и наказывать или даже выгонять с работы, мы за них будем заступаться, как можем, но самостоятельности пришел конец.

И это результат ручного управления образованием и стремления не закон выполнить, не достичь целей образования, а тупо исполнить поручения начальства.

Интересными были дискуссии на форуме про среду и язык.

Одно открытие меня поразило: если ребенок научается говорить на хорошем, правильном, даже литературном русском языке, его «социализация» резко усложняется.

И действительно, для того чтобы попасть в круг людей, от которых зависит твоя карьера, продвижение по службе, зарплата и прочие выгоды, надо говорить на их языке. «Чисто конкретно» (вообще «чисто» – слово-универсал), «типа», «как бы»… не буду перечислять, чтобы не быть разносчиком паразитов.

И получается, что для русского языка угроза больше внутренняя, чем внешняя. Не враги уничтожают язык, а ревнители. Попробуйте прочесть формальный документ правительственного уровня! Или даже ведомственный циркуляр.

А послушайте выступления депутатов, сенаторов и других руководителей.

Язык подстраивается под действительность, а не наоборот. И много было сказано о том, как маргинализируется сама учительская среда. Я думаю, это уже не следствие нищеты, с этим мало-помалу дело выправляется. Медленнее, чем хотелось бы, но все-таки. А вот низведение учителя до положения лакея, от которого ничего не зависит и которому ничего нельзя, кроме исполнения поручения, сама деятельность учительская превращается в рабский труд и превращает речь свободного человека в речь раба.

И в это же самое время интернет-среда становится пространством свободных людей, которые общаются по своей воле, вне поручений, отчетов и проверок.

И за счет этой свободы, за счет разительного контраста со школой и с системой образования эта среда становится более эффективной образовательной системой, чем ведомство.

И в знак протеста с официозом там язык тоже коверкается и трансформируется, но для того, чтобы донести собственный смыл, суть и значение того, что человек хочет сказать.

Потому что в школе этому не учат. Нет такого поручения.

Электронная газета "Вести образования". 2014. № 13




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Александр Адамский. Второе пришествие Льва Выготского в Россию
06-11-2014
Александр Адамский. Второе пришествие Льва

Тезис Выготского о том, что источником понятий и представлений являются социальные отношения прямо относится к образовательной
С 1 сентября 2009 года в школах РФ начнут вводить новые учебные стандарты
28-02-2009
С 1 сентября 2009 года в школах РФ начнут вводить

27 Февраля 2009 Новые образовательные стандарты будут введены в российских школах с 1 сентября 2009 года. Об этом сообщил сегодня
Место встречи изменить нельзя: Россиский образовательный форум
16-04-2003
Место встречи изменить нельзя: Россиский

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2024 (25)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх