Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Общественный совет при Минобрнауке против "Закона о единых учебниках"

Общественный совет при Минобрнауке против "Закона о единых учебниках"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 639
  • печатать
  •  
    • 0


14.10.2014

9 октября 2014 года семью депутатами Госдумы РФ на рассмотрение нижней палаты парламента был выдвинут проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный «Закон об образовании в РФ». В педагогической среде он был назван «Законом о единых учебниках».

Депутаты предлагают создать и нормативно утвердить для школьных предметов «Русский язык», «Литература» и «История» всего лишь по одной линейке учебников. Заниматься по другим учебникам, по их мысли, в школе будет нельзя. Кроме того, в этой линейке учебников предлагается закрепить и сам образовательный стандарт (ФГОС) по этим предметам (см. п. 5 проекта закона). Фактически это означает, что не работать по этим учебникам тоже будет нельзя. Учителя и ученики окажутся законодательно обречены на единственный жесткий тематический план, единственную последовательность изучения тем и чтение одного и того же набора произведений в классах и школах всех типов и уровней.

Сегодня, когда основной проблемой гуманитарного образования в школе становится привлечение детей к чтению, пробуждение в них интереса к книге, предписанная жесткость недопустима – здесь нужны гибкость, вариативность, разнообразие.

Авторы Закона считают эти свойства существующей программы по литературе нарушающими Конституцию. Выбор, с их точки зрения, создает дискриминацию. С нашей точки зрения, нарушением Конституции и дискриминацией является как раз попрание права граждан на выбор. Это право лежит в фундаменте не только Конституции, но и Закона РФ об образовании. Предложенная инициатива лишает образовательные организации возможности формировать собственную образовательную программу, учителей – реализовывать гарантированную Законом свободу выбирать методические средства обучения, разрушает всю логику внедрения в школы новых образовательных стандартов (ФГОС). А главное – бессмысленная и противоречащая всем нормам здравого смысла угрюм-бурчеевская унификация серьезно повредит детям, обучение которых сегодня строится на основе дифференциации и индивидуализации.

Свобода, естественно, не может быть безграничной. Авторы законопроекта, видимо, не в курсе, что в существующей образовательной системе уже достаточно многое нормировано: учебники по всем предметам проходят целых четыре экспертизы – научную, педагогическую, общественную и этнокультурную; учебные программы базируются на нормативно закрепленном стандарте 2004 года; новый ФГОС сопровождается введением Примерной образовательной программы, в которой фиксируется содержание учебных предметов; существует Кодификатор содержания ЕГЭ, где закреплены все изучаемые единицы содержания. Всё это позволяет школе успешно сохранять единое образовательное пространство, об отсутствии которого говорят авторы законопроекта, вводя общество в заблуждение.

Прикрываясь словами о «российской идентичности» и «гражданской культуре», авторы законопроекта обрекают гуманитарные предметы на формирование в подростках качеств, которые самим депутатам кажутся неотъемлемыми качествами настоящего патриота. Отсутствие критического отношения к прошлому и настоящему своей страны, неспособность к диалогу, ксенофобия, узость взгляда, жесткость оценок, неумение и страх перед выбором – далеко не полный их перечень. Единые учебники, к сожалению, задают именно этот вектор движения. Между тем патриотизм – это любовь к своей Родине «с открытыми глазами», это умение сочувствовать ей в ее бедах, радоваться ее успехам и испытывать стыд за то недолжное, «что совершается дома» (Тургенев). Именно о такой «странной» (для семи депутатов) любви к своей Отчизне писал в стихотворении «Родина» Лермонтов, чей 200-летний юбилей мы отмечаем в эти дни. Вслед за классиками мы убеждены, что историю и литературу своей страны нужно знать и воспринимать не однобоко и прямолинейно, а во всей их полноте и неоднозначности.

Язык и литература – вечно живые и развивающиеся явления. Произведения искусства и существуют для того, чтобы на протяжении многих веков обнаруживать всё новые смыслы и быть открытыми для интерпретаций. Невозможно уложить в прокрустово ложе единственно верных оценок исторический процесс. Нам кажется странным напоминать об этом семи депутатам, которые учились в школах и даже высших учебных заведениях.

Мы призываем руководство Государственной Думы объяснить своим коллегам нелепость их законопроекта и не принимать его к рассмотрению. Мы призываем все профессиональные ассоциации и родительскую общественность выступить против идеи единых учебников по гуманитарным предметам как противоречащей интересам детей. Хотим также подчеркнуть, что вмешательство в любую профессиональную сферу – а образование, несомненно, такая сфера – без достаточных профессиональных знаний и умений в этой сфере, без широкого обсуждения с профессиональными сообществами недопустимо. Внесенный в Госдуму проект закона о единых учебниках – яркий пример такого вмешательства.

Сопредседатели Общественного совета:

Е.А. Ямбург, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 г.Москвы
С.К. Смирнов, Научный руководитель математической лаборатории им. Чебышева СПбГУ, лауреат Филдсовской премии по математике

Члены Общественного совета:

А.А. Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»
С.В. Волков, учитель литературы ГБОУ ЦО №57 г. Москвы, Почетный работник общего образования РФ, главный редактор журнала «Литература»
М.С. Гельфанд, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, зам. директора Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН по науке, заместитель главного редактора газеты "Троицкий вариант"
М.Г. Иванов, директор лицея «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского Академического университета, Заслуженный учитель РФ
А.М. Карачинский, Президент IBS Group
А.В. Леонтович, кандидат психологических наук, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, научный руководитель Лицея № 1553 «Лицей на Донской».
В.Г. Лошак, вице-президент Издательского дома «Коммерсантъ»
М.Б. Пильдес, Народный учитель РФ, директор Академической гимназии № 56 г.Санкт-Петербурга
А.М. Хромов, Уполномоченный по правам студентов в России, Председатель Общероссийской общественной организации "Российский студенческий союз”

www.echo.msk.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Рособрнадзор: требование немедленного приведения документации ДОУ в соответствие с ФГОС недопустимо
11-02-2014
Рособрнадзор:

Федеральная служба по надзору в сфере образования
Первая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
27-10-2011
Первая ежегодная

Учебники по системе Эльконина - Давыдова фактически выбрасываются из Федерального перечня
06-03-2011
Учебники по системе

Открытое письмо учителей и общественности о новом образовательном стандарте
29-01-2011
Открытое письмо

Руководящие и инспекционные органы МАРДО
22-11-2004
Руководящие и

Руководящие и инспекционные органы МАРДО
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (32)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх