Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Детские игрушки и взрослые погремушки

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 003
  •  
    • 0


Депутаты просят запретить иностранные игрушки, "влияющие на детскую психику"

11.11. 2014

Под запрет могут попасть игрушки-чудовища из популярной серии "Школа монстров".
Проблемой взаимосвязи игрушек и детской психики обеспокоился, в частности, депутат Госдумы Константин Субботин. Он обратился в правительство с просьбой провести психолого-педагогическую экспертизу таких игрушек, как, например, куклы из серии "Школа монстров" (Monster High).

Субботин считает, что нужен также специальный госорган, который бы занимался контролем за производством товаров для детей.

"Школа Монстров" (англ. Monster High) — американская серия фэшн-кукол, созданная Гарретом Сэндером и проиллюстрированная Келли Райли. Релиз серии состоялся в июле 2010 года. Персонажи вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах. Так, большая часть персонажей серии связана с образами знаменитых Дракулы, Чудовища Франкенштейна, Оборотня, Мумии, Призрака Оперы, Банши и т.д.

www.echo.msk.ru

Комментарии с сайта www.eurekanet.ru:

Екатерина Реморенко:

– Прежде чем переходить к разговору о конкретных игрушках, надо заметить, что на первом месте по влиянию на детскую психику стоят родители, их отношения между собой и с ребенком. Любой ребёнок прежде всего чувствителен к этим отношениям; конфликты и травмы, полученные в них, он обыгрывает в своих играх.

Кроме того, важно понимать, что игрушка для ребёнка - это не «пример для подражания», а материал для игры.

Детская игра - своеобразная терапия, где ребенок справляется с разными жизненными вызовами. В игре встречаются и злодеи, которых ребенок «побеждает». Дети заимствуют для игры сказочные образы героев из мультфильмов, фильмов и книг.

Игрушки, как и сказки, книги и фильмы, безусловно, оказывают своё влияние и могут травмировать детскую психику, если их содержание неадекватно возрасту.

Поэтому игрушки должны проходить экспертизу у возрастных психологов, и на них желательна такая же маркировка, как и на фильмах.

Игрушки серии Monster High (так же как и одноименный мультсериал), безусловно, не подходят для детей дошкольного возраста. Это достаточно агрессивные образы, кроме того, сама тема смерти еще отсутствует в психологической реальности дошкольника.

Для младших подростков (целевая аудитория мультфильма) игрушки вряд ли представляют опасность.

Однако эстетическую оценку этих образов должны дать сами родители.

Кроме возрастных, есть еще и индивидуальные различия детского восприятия и развития.

Именно родители, лучше других зная своего ребёнка, могут оценить, стоит ли покупать ему ту или иную игрушку. Если родителей что-то беспокоит в поведении ребёнка, они должны обратиться к специалисту.

Запрет, в данном случае, не может быть решением проблемы, поскольку способствует перекладыванию родительской ответственности на “внешние инстанции”, государство и т.д.
Ответственная родительская позиция особенно важна, с учетом того, о чем мы говорили вначале: именно отношения с родителями и отношения взрослых между собой - это и пример для подражания, и наиболее ранящий фактор для детской психики.

Анастасия Белолуцкая:

- Я считаю, что куклы из серии «Школа Монстров» (Monster High), нежно называемые своими юными хозяйками “монстряшками», имеют полное право находиться в детских: как с точки зрения материалов, так и в отношении «психологической составляющей». «Педагогической составляющей» у самих игрушек, строго говоря, не бывает. Ее при желании может добавить играющий с ребенком взрослый.

Задача умного взрослого рядом с ребенком - не фильтровать содержание, а совместно вырабатывать отношение к тем или иным "образцам поведения". В этом смысле "монстряшки" предоставляют большой простор для "обыгрывания". Например, когда у нас с Олей появилась Франки Штейн, она, конечно, среди разноцветных пони, плюшевых зайцев и легкокрылых Winks смотрелась как такой... трудный подросток на балу благородных девиц. В игре сразу появились новые мотивы: "Ты - другая, не такая, как мы" - примерно такую мысль транслировали "исключительно положительные" игрушки устами моей дочери. При этом Франки (опять же устами Оли, естественно) совсем, как положено подростку ерепенилась, вела себя "по мультику" - резковато, местами грубовато, но, заметим, без намека на подлость или лживость. Просто она отстаивала свое право делать так, как ей, как говорит дочь, "положено по природе": гулять на кладбище, спать в гробу и держать домашнего дракончика. Мои попытки пробраться в игру под видом "зайчика" и как-то сгладить ситуацию, дочкой были пресечены на корню словами "Мама, пусть побудет такой, какая она есть!". Ну, и разобрались они там как-то: Франки, благодаря своей повышенной гибкости, была назначена на роль "проводителя тренировок по йоге", на чем и угомонилась. И без всяких, замечу, запретов.

В психологическом отношении к «монстряшкам» вообще сложно предъявить претензии – они даже не страшные. Вполне милая команда: крепко дружат, учатся, соревнуются, решают общие конструктивные задачи. Позитивно разбавляют своими серо-зелеными физиономиями несколько приторный розово-воздушный мирок девчачьих детских.

К тому же, они действительно очень пластичны – возможности ручек и ножек позволяют принимать почти любые позы, что делает их порой крайне выразительными.

А что до связи с «потусторонним миром»…Так, кто ж в нее верит? Уж точно не девчонки-дошкольницы.

Татьяна Волосовец:

- С точки зрения современной педагогики и психологии, дети в процессе игры идентифицируют себя с персонажем, в игре формируется ролевое поведение и, следовательно, развитие сюжета представляется мне далеко не детским, т.к. одним из аксессуаров к куклам "Монстр Хай" является кукольный гроб. Хотелось бы родителям, чтобы играя с куклой, их дочь представляла себя мамой, которая свою дочку-куклу укладывала бы спать в гроб? В связи с тем, что игровое поведение может проецироваться на реальный мир и наоборот, необходимо задуматься о нравственных категориях, которые у детей находятся в стадии формирования.

Психолого-педагогическое профессиональное сообщество и родители озабочены тем фактом, что стремительными темпами растет агрессивность подростков, которая вызвана, в том числе, и чрезмерным увлечением подобными играми с сомнительными игровыми персонажами.

С моей точки зрения, конечно, за этими вещами должен быть установлен очень жесткий государственный контроль. И маркировки на упаковках игр и игрушек должны быть обязательно с указанием возраста и запрета на продажу лицам моложе указанных лет. Иначе коробочки с "Монстриками" могут попасть в руки не только младших школьников, но и дошкольников, что совершенно недопустимо в силу возрастных особенностей маленьких детей.

Безусловно, необходим здравый смысл при организации и проведении такого рода экспертиз - речь идет не о запрете всех игрушек иностранного производства, а лишь о тех, которые могут негативно повлиять на психологическое здоровье детей.

Александр Сидоркин:

- В психологической науке отсутствуют доказательства того, что детские страшилки наносят какой-то вред детской психике. Они существуют столько, сколько существуют дети: страшные истории, картинки, игрушки. Страшилки – неотъемлемая часть детского фольклора. В этих культурных формах дети как бы отчуждают собственные страхи, делают страшное нестрашным. Halloween как и русские колядки относятся именно к этим древним празднованиям победы над собственным страхом. Массовая коммерческая культура просто использует эту вечную потребность детей и взрослых в преодолении своих страхов; сам же феномен никак не изменился.

Вопрос о допустимой степени вмешательства государства в частную жизнь граждан. При отсутствии доказательств прямого вреда, можем ли мы доверять родителям в выборе игрушек для своих детей? Есть огромная разница между защитой психики детей и защитой детской нравственности. В первом случае мы можем опираться на данные науки, а во втором случае нам просто не на что опираться. Уверен, что в религиозных семьях такие игрушки и сейчас не покупают, но есть ли у светского государства право навязывать моральный выбор всем родителям? Конечно, нет, и вновь введенный орган начнет просто высасывать из пальца какие-то критерии. Поэтому уральский депутат должен сделать выбор для своей семьи, и оставить это право всем остальным родителям.

Есть еще и практическая сторона вопроса: мне кажется совершенно безответственной идея создания еще одного контролирующего государственного органа. У нас экономика и так зарегулирована до предела, и последнее что нам нужно – это еще одну бюрократическую структуру, которая будет стоить немалых денег налогоплательщикам и создавать новые коррупционные нагрузки на бизнес.

Ольга Шиян:

- Идея провести психолого-педагогическую экспертизу вполне разумная. Заодно эксперты объяснят взволнованным родителям, от имени которых говорит депутат, что влияние любых игрушек (а также компьютерных игр, телепередач и пр.) на детскую психику весьма опосредованное: собственно, неизмеримо меньше влияет любая игрушка, чем отношения, которые складываются между ребенком и родителями. Кроме того, психологи наверняка предупредят депутата о том, что не стоит путать причину и следствие: сам факт интереса к подобным игрушкам – это способ выражения и изживания детских страхов.

А вот появление гос. органа, который будет заниматься «контролем за производством товаров для детей», приведет только к процветанию черного рынка. Правда, куда проще создать орган, чем условия для производства качественных отечественных игрушек.

Иногда веришь, что на дворе и впрямь воцарилось новоязычество. Во «внутреннем» - точно. Взрослые, перевыполнившие за четверть века тысячелетний («воландовский»!) план по производству агрессии - в психологическом эквиваленте, прежде всего, бросают все силы на обуздание агрессивных антитотемов, которые сами и создают вперемешку с тотемами…

Если бы вся агрессия мира таилась в телевизорах, компьютерах, игрушках, даже в настоящем оружии! Границы между первым, вторым, третьим и четвертым размываются совсем не случайно. Агрессия - родом оттуда, где они уже давно снесены. Где игрушечник, по большому счету, не может быть добрее политика или генерала.

Конечно, хотелось бы, чтобы игрушка для ребенка всегда была подарком, который он получает из рук умного, доброго, ответственного человека. Именно поэтому для начала было бы неплохо провести инвентаризацию «погремушек» взрослой «избушки». И в виде психологической экспертизы всего того, что от имени общества и государства говорят и делают взрослые «в присутствии» детей. А уж, тем более , – непосредственно детям и для детей.

Вовсе не обязательно каждый бродить по игрушечным рядам под ручку с психологом. Лучшего эксперта зовут «взрослое самосознание».

Владимир Кудрявцев




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Детско-взрослый мир ручной работы
25-09-2012
Детско-взрослый мир ручной работы

О детских игрушках (социологический анализ Фонда общественного мнения)
06-06-2011
О детских игрушках (социологический анализ Фонда

Информация к разным размышлениям. Каждая пятая из продаваемых в РФ игрушек опасна для здоровья
20-02-2008
Информация к разным размышлениям. Каждая пятая из

  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Октябрь 2024 (34)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх