1.
Деньги – это не математика. Деньги – это экономика. Знакомить ребенка с «миром экономики» нужно раньше, чем с «миром математики». Потому что «мир математики» - это идеализированные абстракции, а «мир экономики» - реальные человеческие отношения, в которые ребенок включен уже «по факту» своего рождения в мир людей. Которые он очень скоро, сам того не ведая, начинает активно отстраивать, а с дошкольного возраста испытывает стремление к осмыслению того, что «отстроил» на базе уже построенного человечеством. И прежде всего – самыми главными его представителями: папой и мамой.
Лет в 6 я понял, почему нельзя просто включить станок и печатать деньги, как фантики. Потому что не хватит конфеток, чтобы завернуть в них. Т.е. конфетку можно тоже сделать, но в обмен на другую конфетку. А это значит, что за фантиками и конфетками стоят отношения, как минимум, двух людей. В то время как на Земле людей куда больше, всех хотят конфеток: кто-то - «Мишек», а кто-то – «Мишек на Севере», кто-то – пару штучек, а кто-то - пару килограмм. Значит, они как-то должны себе эти конфетки «устроить». И получить фантики для их приобретения. Печатный станок не может не считаться с этим обстоятельством.
2. Ребенку нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО давать карманные деньги. Ведь в понятие ответственности входит и материальная ответственность. Мера сложившейся у ребенка ответственности определяет, сколько денег можно доверить детскому кармашку. Если размеры кармана намного превышают эту меру, его следует ушить.
3. «Правильный» взгляд на деньги - общеизвестен, хотя для многих взрослых и не очень удобен. Тем не менее, выход в большой социальный мир, которым отмечен подростковый возраст, невозможен с пустым кошельком (да, кстати, у ребенка обязательно должен быть кошелечек - чтобы отделить «фантики» от прочих бумажек, сделать их «особой реальностью» для сознания, подконтрольной ему). А если учесть, что современный социальный мир предстает космической витриной разнообразнейших услуг, увы, рассматривая всякого туда входящего как потенциального потребителя…
И вот тут отрока надо подготовить, просто и внятно растолковав две вещи:
а) Деньги есть эквивалент честного труда и только в качестве такового не имеют запаха, в ином случае они пахнут, и еще как...
б) Деньги являются условием независимости человека, а потому рабски зависеть от них не вполне логично.
Но чтобы не зависеть от денег, их следует иметь в достаточном количестве. Как сказал Сальвадор Дали, правда, о золоте.
Вот и прекрасный повод перейти к увлекательнейшему рассказу о том, как доставалось золото людям, вроде Сальвадора Дали.
И о том, что оказалось при этом настоящим золотом.
На развитие сайта