Вчера умер замечательный педагог Владимир Абрамович Караковский. 83-летний возраст и болезнь не мешали ему до конца отдавать себя школе, где до 2011 г. он оставался директором, а после работал заместителем директора.
В образовании, как в оборонной, космической и авиационной промышленности, существовал корпус «главных конструкторов» - директоров-подвижников знаменитых школ, которые и были для них и «КБ», и «производствами». «Производствами» не только «опытными». Идеи, рожденные в командах, которые создавали вокруг себя «главные», становились реальность школьной жизни, и эта реальность уже не умещалась в стенах, где лишь вчера еще была невозможной идеей. Она наполняла собой школу, образование, в целом.
Так произошло с «педагогикой сотрудничества», одну из моделей которой построили в «штабе Караковского». Пока в академических дискуссиях продолжали выяснять, чем же обучение отличается от воспитания и как их «синтезировать», школа Владимира Караковского уже вовсю учила/воспитывала детей в «режиме» продуктивного содействия, когда понимание вещей невозможно без взаимопонимания людей. Там не нужно было что-то «синтезировать» заново, синтез был задан уже на «клеточном уровне» этой активной совместности. А дальше история школьного познания переплеталась с историй общих дел, отношений, дружб. С историей новой школы, которую конструировали вместе дети и взрослые. А практик Владимир Абрамович Караковский стал доктором педагогических наук и членом-корреспондентом РАО.
Сейчас «главных» почти не осталось (у нас, вообще, беда с «главными», способными созидать, вдохновлять и отвечать за дело и людей). Школе не до «штучности». Хотя современное образование, по сути, только и может быть «массовым штучным производством». Когда «для всех» означает лишь – «для каждого». Но этот парадокс не способна вынести ни трещащая по швам экономика, ни чиновничье сознание.
Впервые имя В.А. Караковского я услышал в 80-х от моей мамы Татьяны Николаевны Янишевской, которая работала заместителем начальника Главного управления г. Москвы. Имя, произнесенное ею с особым теплом.
С теплом и восхищением оно вспоминается и сегодня.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта