О Сартре – коротко. Даже в связи с его вчерашним 120-летием. Длинно о Сартре сказано многое. В том числе – самим Сартром.
Никто, даже из самых отчаянных оппонентов Гегеля, пока не дерзнул опровергнуть его формулу «философия есть… время, постигнутое в мысли». И не только – постигнутое, но и просто просеянное через мысль, ставшее ее фактом, даже если что-то важное в этом времени не осознано как «духовная квинтэссенция эпохи».
Жан-Поль Сартр - такой же, как XX век.
Век стремившийся оправдать ультрасовременность классикой. Возвести учеников сразу в учителя, потому что только в учителе можно осознать себя учеником.
Объединить салоны с уличными баррикадами. Примирить общественный голос с экзистенциальным молчанием (это - уже сюжет Альбера Камю). Читать безличные значения на языке сокровенных смыслов, вчитывая смыслы в значения.
Творить Ренессанс в предчувствии Апокалипсиса. Переоборудовать храм мысли в ее театр, превратить интеллектуальное священнодействие в сценическое действо. Успешно сакрализировав его. Мыслить факты исключительно в формате артефактов (доведя до пирровой победы кантовскую революцию, со всеми революционными издержками). В первую очередь – мыслить сам факт человеческого бытия.
Поднять философствование над философией, а философствующего - над философией…
Мы знаем Сартра вдоль и поперек? С не пройденными в самосознании историческими уроками XX века? Надо бы оставить на «второй век». Только тут никакой Сартр не поможет.
Ни своими эпохальными прозрениями. Ни столь же эпохальной слепотой.
Владимир Кудрявцев
Читайте также:Елена Воля. О личностном росте и воображении (рецепция Жана-Поля Сартра)
На развитие сайта