Депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию Олег Смолин в конце сентября обратился с запросом к министру образования и науки Дмитрию Ливанову относительно правомерности требования разрабатывать индивидуальную рабочую программу, предъявляемую "на местах" педагогам. В конце октября был получен ответ Министерства.Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову
Уважаемый Дмитрий Викторович!
По имеющейся информации, от педагогических работников общеобразовательных организаций требуют разработки индивидуальных образовательных программ по соответствующим предметам.
В соответствии с частями 5 и 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации общеобразовательные организации разрабатывают и утверждают реализуемые ими основные общеобразовательные программы самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных образовательных программ.
Прошу Вас разъяснить:
почему от педагогического работника требуют разработки собственных образовательных программ;
может ли образовательная организация и (или) педагогический работник непосредственно воспользоваться соответствующими примерными образовательными программами в качестве собственных программ.
С уважением,
О.Н. Смолин
Первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину
Уважаемый Олег Николаевич!
Минобрнауки России рассмотрело Ваше письмо по вопросу разработки рабочих программ учебных предметов и в части своей компетенции сообщает.
Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 Федерального закона).
Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона, в том числе примерные программы учебных предметов, включены в реестр примерных основных образовательных программ (
www.fgosreestr.ru).
Разработка примерной основной образовательной программы среднего общего образования будет завершена в декабре 2015 г.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Вместе с тем, педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, на применение авторских программ, на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (часть 3 статьи 47 Федерального закона), а также обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой (пункт 1 части 1 статьи 48 Федерального закона).
В качестве рабочих программ учебных предметов могут быть использованы авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.
Законодательством в сфере образования составление рабочей программы педагога не предусмотрено, и требование администрацией образовательной организации ее разработки является неправомерным.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Минобрнауки России подготовлены изменения в ФГОС общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Дополнительно сообщаем, что в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, направлена информация о внесении изменений во ФГОС (Зырянова А.В., письмо от 28 октября 2015 г. № 08-1786).
Кроме того, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки рекомендовано в ходе контрольных мероприятий в субъектах Российской Федерации до момента вступления в силу подготовленных изменений в ФГОС общего образования не считать нарушением несоответствие фактических рабочих программ учебных предметов, входящих в основные общеобразовательные программы конкретных образовательных организаций, требованиям к рабочим программам учебных предметов, установленных ФГОС (Зырянова А.В., письмо от 26 октября 2015 г. № 08-1757).
С уважением,
первый заместитель министра Н.В. Третьяк
www.smolin.ru
На развитие сайта