Михаил Алексеевич Прокофьев.
По общему признанию, школа относилась к числу самых консервативных общественно-государственных институтов в СССР. Она очень неохотно тянулась за теми изменениями, которые могли затрагивать экономику, социальную сферу, культуру и даже политику. Не говоря уже о том, чтобы стать их авангардом. Тем ярче являла себя личность, феномен которой в советском образовании не был столь уж редким.
Михаил Алексеевич Прокофьев занимал пост министра просвещения СССР с 1968 по 1984 г. Уроженец села, фронтовик-доброволец, известный химик-биоорганик, ведущий специалист в области природных соединений, завкафедрой МГУ, член-корр. АН СССР. Уже с этим «портфолио» стал министром. За этот период «портфолио» расширилось, пополнившись общегосударственными достижениями, в значительной степени являвшихся заслугами М.А.Прокофьева. 18-летний период его «министерства» был отмечен:
- введением бесплатного всеобщего среднего образования и обеспечением учащихся бесплатными учебниками;
- кардинальной переработкой содержания образования, вылившейся в создание новых программ и учебников;
- возникновением в советском образовательном пространстве экспериментального поля;
- привлечением лучших научных сил для развития школьного образования,
- ростом учительской зарплаты;
- вовлечением педагогической общественности в открытое обсуждение программно-методических новшеств (съезды учителей, педагогические чтения разного уровня и т.д.);
- изменением системы профессионального педагогического образования;
- демократизацией внутришкольной жизни.
Факультативы, олимпиады, конкурсы ученических работ, новое кабинетное и лабораторное оборудование - это тоже Прокофьев. Как и уровень общеобразовательной подготовки школьников, необходимый для овладения новейшими промышленными технологиями, которого СССР достигла одновременно с развитыми странами мира. Увы, этот уровень оказался востребованным в минимальной степени. Но это - уже за порогом школы.
Советская школа, конечно, было разной, и образованный, прогрессивный, интеллигентный профессионал, к тому же достаточно либеральный руководитель М.А.Прокофьев не мог не сталкиваться с ее внутренней системной инерцией. Носителями (заложниками) этой инерции являлись, в первую очередь, кадры - управленческие и педагогические. Хотя, скажем, административный бумагооброт в советской школе выглядел ничтожным, в сравнении с сегодняшним. И, конечно же, в неприкосновенности сохранялись и ревностно охранялись те ветхие устои образовательной системы, которыми не только наша страна, но и весь мир обязаны гениальному, но безнадежно устаревшему Птолемею дидактики – Я.А.Коменскому. Именно на них посягнули Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов, выступив со своим проектом образовательных преобразований под названием «развивающее обучение». И именно при М.А.Прокофьеве были осуществленные первые робкие попытки экспериментально привить такое обучение в советской школе.
Прорывы тех лет были закреплены в Конституции СССР (редакция 1977 г.): «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования» (ст. 45).
Я поступил школу и завершил ее при М.А.Прокофьеве, кое-что из перечисленного выше ощутив на себе. Кстати, и в новой школьной форме.
Желающим вернуться к «лучшему образованию» придется, как минимум, по пунктам повторить все то, что удалось сделать при М.А.Прокофьеве.
М.А.Прокофьев так до конца не смог избавится от профессорской манеры выступлений, проявлявшейся, например, в выразительнейшей жестикуляции, которой вводил в смущение других чиновников.
Прокофьев был превосходным оратором и мог убедительно донести да партии и правительства, что нужно школе. А вот министр высшего и среднего специального образования СССР В.П.Елютин и председатель Госпрофобра СССР С.Я.Батышев (танкист, Герой Советского Союза, должность в ранге министра) могли и голос повысить, и кулаком по высокому столу безапелляционно стукнуть. Да что там министры…
Академию педагогических наук СССР (тогда - АПН РСФСР) в 60-х возглавлял И.А.Каиров, как его характеризовал В.П.Зинченко, опытный царедворец, дипломат и мудрый человек. Обладал феноменальной способностью фильтровать и смягчать все те глупости, которые ЦК КПСС пытался обрушить на школу. Надо сказать, что в те годы Академия обладала непререкаемым авторитетом в образовании, который ныне сохранился только в легендах.
Николай Кириллович Гончаров.
Вот одна из легенд, которую рассказывали педагоги старшего поколения. Иногда вместо себя И.А.Каиров посылал на ответственные совещания вице-президента Н.К.Гончарова. И вот, на одном из Н.С.Хрущев указывает Гончарову: ты должен сделать то-то и то-то... Гончаров, спокойно глядя на вождя, отвечает: «А знаешь, давай поменяемся с ТОБОЙ местами, раз ТЫ и сам все так хорошо знаешь...». Хрущев застыл: «снизу» так с ним еще никто не разговаривал. В итоге партия осталась при своем судьбоносном посыле, школа - не затронутой им, а Гончаров - на своем посту.
Были люди - а ведь сравнительно недавно пережили Сталина. Жили, наслаждались, болели, горели своей работой. Бывало, слетали, но никогда - побежденными. Впечатление, что рассказываешь о жизни на какой-то другой планете. А не о той привычной, где один руководящий планктон отличается от другого лишь пребыванием в том или ином слое бульона власти.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта