Мне руку поднял рефери,
которой я не бил...
Владимир Высоцкий
Шанс пришел с человеком не самой сильной политической воли, но огромного мужества. Но, может быть, дело вот в чем: мужество всегда индивидуально, неделимо, а вот сознательной волевой поддержки людей (в ней нуждается любой политик, особенно, на историческом изломе) возможно, ему и не хватило.
Какая воля? По первому импульсу сдали Ельцину, полагая, что один бывший секретарь обкома будет лучше другого. Почуяли в нем «хорошего царя», ну, немножко без головы. А у Горбачева была и голова, и сердце, только «царя» в нем вовсе не было. Как сдали потом и Ельцина, хотя он сам все для этого подготовил… «Слабый» Горбачев развалил «нам» великую страну? «Великие», понятно, - «мы». Да, точно «великие»: говорят, Запад не допускал такого экстремального сценария – явно недооценивая нашего «величия».
Только прописку нашей эпохе в истории страны и мира дал именно Горбачев - «слабый» герой дня, сегодня кажущегося позавчерашним. А то, что налипло на ее хвост, который оказался длиннее самой эпохи, – просто отвалится, за исключением, быть может, особо громких, исторически скандальных эпизодов.
Ну, а шанс сильнее человека. Он до сих пор есть. А воли им воспользоваться, как не было, так и нет. Да и не Горбачев его дал. И уж, точно, не Запад подбросил. Он зрел в нашей истории, рос в нашем сознании. У Горбачева хватило мужества сделать его общезначимым фактом гражданского самосознания. И не в подполье или на баррикадах (что легче!), а в кабинете на Старой площади. По большому, гамбургскому счету, в этом - вся миссия политика. Дальше дело делают граждане.
Прекрасный шанс и прекрасный человек, который отмечает сегодня свое 85-летие. С Юбилеем, Михаил Сергеевич!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта