Доктор Нико ван Оуденховен, эксперт мирового уровня в сфере дошкольного образования и развития детей, называет российские дошкольные учреждения лучшими в мире.2.03.2016В связи с проведением
тринадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования" корреспондент <!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3JpYS5ydS8%3D]РИА Новости[/url]<!--dle_leech_end--> поговорил с основателем и директором организации "Международные Инициативы развития детей" (ICDI), Нидерланды, Лейден, крупнейшим специалистом в области раннего развития детей, доктором психологии Нико ван Оуденховеном.
– В ходе московской конференции Вы назвали российские детские сады самыми лучшими в мировом образовательном пространстве. На фоне, как правило, сдержанных оценок достижений российской дошкольной педагогики международными экспертами Ваше заявление стало сенсацией форума. Вы действительно так думаете?– Разумеется, это моя основная идея. Во-первых, детский сад в России это полноценный автономный организм, он отделен от школы. И в этом очень большое преимущество вашей системы. Во-вторых, у вас самые лучшие воспитатели, это так же очевидно. В-третьих, виды занятий, которые предлагают ваши дошкольные учреждения, более вариативны, да и диапазон их шире, чем в других странах. В-четвертых, какую страну не возьми, взрослые всюду смотрят на детей как на "обучаемых", тогда как у вас к ним продолжают относиться как к детям. Их не сажают рядами за парты, как это делается в США или Канаде (а затем копируется, допустим, в Пакистане или Индии), у них другая среда, по-другому организованная.
И еще: в процессе воспитания российских дошколят большое внимание уделяется задаче освоения культуры. К примеру, даже какая-нибудь рыбалка, кормление хомячков или спортивное закаливание приучает детей относиться к этим занятиям как к культурной практике. Такого вы не увидите нигде. Чему самых маленьких учат в любой европейской стране? Читать, писать, считать – базовым навыкам, которые они все равно потом получат в школе. А в российских садиках с ними очень много занимаются тем, что называется общим развитием. Если есть бассейн, то учат плавать, практически всегда проводят детские праздники, приобщают к живописи, лепке, разным рукоделиям. Культура для вас это не только искусство, музыка, это еще и спорт, игры, устное творчество, совместная подготовка к событию, приготовление еды, взаимодействие с животными.
Иначе говоря, цель ваших садиков не обучение ребенка, нет. Это в других странах его учат, а здесь обучение это всего лишь одна из частей, а ключевое это все-таки развитие. Оно достигается за счет разнообразия досуговых практик и всевозможных занятий самого широкого спектра.
– Означает ли сказанное, что Ваша оценка начисто исключает критику российского опыта в этой сфере? – Ничуть, я хорошо вижу ваши недостатки, но говорю о них только потому что понимаю: любая система портится, если она не развивается. А еще потому, что мне бы совсем не хотелось, чтобы вы потеряли то, чего достигли. Итак, если о минусах, то вот: вы почти не выезжаете на международные конференции, не делитесь опытом с теми, кому он был бы важен и полезен, не внедряете активно в вашу систему инновации, признанные в международном образовательном сообществе.
Самое слабое ваше место это, пожалуй, дизайн зданий, он у вас не меняется десятилетиями: название города, его культурные особенности почти не имеют значения – всюду один и тот же архитектурный шаблон. Тут вам как раз есть чему поучиться у других. Кроме того, нужно добавить инклюзивное образование, научиться работать с детьми мигрантов. Эти свои обобщения я извлекаю не из умозрительных суждений, я сделал их в поездках по стране, в общении с российскими воспитателями из Сургута, Якутска, Ханты-Мансийска, Нижнего Новгорода, Кирова, Нижневартовска, Москвы.
– Сколько всего стран в вашей педагогической коллекции? Опыт каких из них, кроме России, в области дошкольного образования представляет для Вас интерес?– Я объездил без малого сто стран всех континентов. Помню детский сад в Германии, устроенный на лесной опушке, без крыши и стен: брезентовый навес, гамаки. Что-то подобное видел еще в Мозамбике. Это производит впечатление. Конечно же, открытое пространство более полезно и поучительно для малышей, чем если бы они целый день сидели внутри здания. Но эти примеры из числа единичных. Увы, чаще всего детский сад представляет собой здание при школе, внутри которого есть классный бокс, где дети сидят за партами, как в Северной Америке, или же прямо на полу, как в Азии и Африке, а вместо взрослого учителя им преподает сверстник, как на этой фотографии из Пакистана. Это стандартная ситуация. Вот почему, объездив столько стран, я ставлю именно российские садики на первое место.
<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy5yaWEucnU%3D]Источник[/url]<!--dle_leech_end-->
На развитие сайта