Григорий Явлинский. «Весь бюджет РАН меньше бюджета провинциального университета в США» (комментарий В.К.)
Закладки:
Просмотров: 1 079
0
16.08.2016
Партия «Яблоко» подписала соглашение о сотрудничестве с профсоюзом работников Российской академии наук. Стороны обязуются сотрудничать в сфере разработки законов в интересах ученых, в частности обеспечить увеличение расходов на фундаментальную науку до 0,35%.
Одной из тем круглого стола, который предшествовал подписанию соглашения, стала реформа Российской академии наук, в результате которой бюрократические структуры не только стали управлять имуществом Академии, но и претендуют на руководство научными исследованиями и оценку эффективности работы научных коллективов. Председатель Федерального политкомитета «Яблока» Григорий Явлинский назвал эту реформу разгромом РАН и одним из самых ярких примеров абсолютного неуважения со стороны власти к гражданам России.
«Без уважения к личности и свободы личности никакая наука в современном мире невозможна, — сказал Явлинский. — Идея, что всех можно посадить в шарашки, — сегодня работать не будет, она контрпродуктивна». Методами тоталитарного государства можно было построить индустриальное общество, но постиндустриальное общество могут создать только свободные люди, которых уважают в собственной стране и которые контролируют собственную власть, подчеркнул лидер «Яблока».
«Вы когда-нибудь задумывались, почему разваливаются монархии, автократические режимы, системы с жесткой вертикалью власти? У них что, мало полиции, силовых инструментов, мало тюрем, судов, мало страха? Нет. Такие системы разваливаются из-за того, что они систематически делают неправильные с точки зрения истории шаги», — сказал Явлинский. Одним из таких шагов, по его словам, и была реформа РАН. «Современная жизнь не любит лузеров и никому ничего не извиняет. Оказаться за бортом магистрального направления развития человечества означает завершение исторического пути тысячелетней страны», — предупредил Григорий Явлинский.
Поэтому смысл политической позиции «Яблока» — смена политики и власти в России, а главная цель — сделать так, чтобы государство уважало человека, подчеркнул лидер партии.
Для исправления негативных последствий реформы Явлинский предложил подчинить Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) президиуму РАН, «потому что ФАНО — чисто хозяйственный орган, где работают современные менеджеры, которые больше ни в чем кроме менеджмента и маркетинга не разбираются». Вторая мера — это расширение прав институтов. И, наконец, изменение порядка финансирования науки. «Сейчас весь бюджет РАН чуть меньше бюджета заштатного, провинциального университета в США», — сказал Явлинский.
Председатель профсоюза РАН Виктор Калинушкин сказал, что наиболее острой проблемой для Академии на сегодняшний день является вопрос финансирования. С одной стороны бюджет Академии постоянно сокращается, с другой — из-за падения курса рубля значительно возросли расходы на приборы и материалы, которые на 90% закупаются за рубежом.
Виктор Калинушкин рассказал, что институты попадают в критическую ситуацию, а некоторые оказались на грани коллапса. По его словам, в ряде институтов уже начались скрытые и прямые увольнения, возникли проблемы с оплатой коммунальных платежей.
По словам Виктора Калинушкина, возглавляемый им профсоюз ведет переговоры с пятью партиями, однако полное совпадение требований у него только с «Яблоком».
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский поблагодарил профсоюз РАН за смелость заключить с «Яблоком» политический союз, однако отметил, что во многом ученые столкнулись с такими серьезными проблемами, потому что не имеют собственного политического представительства. «Ни ученые, ни профсоюзы не хотят выбрать политическую партию, они хотят быть со всеми, а это значит ни с кем», — сказал Явлинский.
Политик сделал прогноз, что если «Яблоко» по каким-то причинам не создаст фракцию в Госдуме этой осенью, то «через год не будет никакого профсоюза РАН, а еще через полгода остатки Академии наук тоже исчезнут».
На это Виктор Калинушкин возразил, что в профсоюзе состоят ученые разных политических взглядов, среди них есть даже сторонники анархо-синдикалистов и ЛДПР. В плюрализме политических предпочтений он видит и слабость, и силу российских ученых.
«Все это привело к тому, что капитализация такой компании, как Apple в пять раз выше, чем капитализации Газпрома. Хватит! Мы проигрываем все мировые соревнования, мы становимся отсталой страной», — заявил Явлинский.
: Нужна ли сильная наука? Нужна ли властителям сильная страна? Вот в чем вопрос, риторический, впрочем. Немощная власть и сильная страна - это не просто несоразмерность возможностей, которую уже не прикрыть защитно-дежурным пустословием о многоликом и многоглавом внешнем враге. Сильная страна - это еще самоуправление, самоорганизация, которая ограничивает, урезает полномочия даже самой мощной власти, с чем та не просто мирится - чему способствует. И этим отличается от дистрофичной, которая усиливается исключительно за счет расширения полномочий. А наука - любая - как раз и является инструментом самоуправления.
Теоретическая физика и выборы - есть связь? Безусловно, есть. Теоретическая физика вкупе с прочим научным знанием задает тот уровень коллективного мышления в обществе, за чертой которого пресловутая кухарка будет смотреться маргиналом. И не сможет рассчитывать даже на трудоустройство на кухне - не то что во власти. Для этого ей вовсе не нужно штудировать Ландау и Лифшица. Просто в обществе, где наука определяет мыслительную "планку", - иной тип повседневных взаимоотношений людей и понимания самых элементарных вещей. Я наблюдал, с каким уважением простые европейцы относятся к профессорам. К профессорам и к учителям. (К слову, самая высокооплачиваемая профессура работает не в США и странах Западной Европы, а в Австралии, ЮАР и - да-да! - в Индии). Но эти простые люди и друг к другу так же относятся. И к государству. А государство - к ним. Конечно, дело не в самой по себе науке, а в общем укладе социально-исторических условий, в которых формируется ее статус.
Как растолковать основной массе начальства значение науки для государства (которое закрепилось в мире около четырех веков тому назад), даже сравнивая бюджеты РАН и университета из американской провинции? Увы, никак. А единицы и так понимают самоочевидное, и принимают...