Исторической схемой «античность - Средние века (варварство) - Возрождение античности» мы обязаны Петрарке. Всякая схема рано или поздно обрастает шаблонами в силу ее некритического восприятия, внеисторического понимания, а порой и самомнения эпохи, подменяющего самосознание…
Эпоха Возрождения: заблуждения и действительность
Обычно эпоха Возрождения ассоциируется у современного обывателя с культурой, искусством, выдающимися скульпторами и художниками. Но, наряду с созданием шедевров и переосмыслением традиций античности, в эпоху Ренессанса продолжалась охота на ведьм, были популярными алхимики и некроманты, а архитектурные памятники прошлого активно разбирались для хозяйственных построек.
В понимании многих современников Европа благополучно вступила из дремучего Средневековья в век просвещенного Ренессанса, потому что люди "внезапно" обратились к трудам античных философов Аристотеля, Платона, Сократа.
На самом деле начало эпохе Возрождения положило падение Византийской империи. Бежавшие оттуда византийцы привезли с собой античные труды и трактаты из древних библиотек, предметы искусства. К XV веку Флоренция процветала, развитие текстильной промышленности сделало тогдашних господ богатыми. После того, как физические потребности были удовлетворены, флорентийцы решили направить свои взоры к искусству.
Для того, чтобы воспевать красоту человеческого тела, художники и скульпторы обращались к опыту античных мастеров, т. к. средневековая христианская мораль пропагандировала аскетизм и изможденность.
Обращение к античному наследию совершенно не подразумевало сохранения архитектурных памятников древности. Если бы жители эпохи Ренессанса так активно не разрушали и не разбирали по камням постройки тысячелетней давности, то сейчас мы бы любовались гораздо большим количеством древних зданий.
В античные времена Рим считался культурным центром. Но, в эпоху Возрождения Вечный город выглядел весьма плачевно. Дело в том, что Папа Римский покинул Рим в XIV веке, а это означало для только одно – упадок. В городе насчитывалось не более 10 тысяч жителей, в то время как в античность население Рима доходило до полумиллиона. Знаменитые акведуки были разрушены, а по Форуму бродили коровы. Возрождение Рима началось только после возвращения Папы, но это случилось уже не в эпоху Ренессанса.
Живопись, скульптура, музыка – все это неизменно ассоциируется с эпохой Возрождения. Но, вместе с тем, к концу XV века Европа разрывалась от междоусобиц в Германии, войной с Османской империей. Происходило постоянное увеличение численности армий. Если в 1500-м году среднестатистическое войско состояло из 15 тысяч солдат, то к 1590-м годам его численность увеличилась в 5 раз.
То, что европейцы интересовались античной культурой, вовсе не значило, что так же рьяно изучались научные трактаты того времени. В Европе набирали невероятную популярность лжеученые: некроманты, алхимики, практики спиритизма. При этом охота на ведьм в век «просвещенного» Ренессанса по сравнению с Средневековьем только усилилась.
Тем не менее, со времен Ренессанса до сегодняшнего дня дошли настоящие шедевры, которыми до сих пор восхищаются сегодняшние обыватели. Среди них особое место занимает Сикстинская капелла. Она расписана лучшими художниками эпохи Возрождения, а венцом творения называют фрески на потолке, созданные Микеланджело.
www.kulturologia.ruВладимир Кудрявцев
: А почему, если Средневековье, то непременно "дремучее"? Медиевисты выделяют Предвозрождение - исторический переход, в котором "проснулись" многие силы европейского самосознания. Или сравните два его замечательных документа -
"Исповедь" Августина и
"Речь о человеческом достоинстве" Пико делла Мирандола: а ведь между ними почти 400 лет. Нынешнему бы православию, в котором Св. Августин, к слову, канонизирован, такой "дремучий" ум и дух!
На развитие сайта