Кобе, Япония, ноябрь 2002 г. Слева направо: докторант (ныне - доктор) Мивако Ямадо (Ито), проф. Елена Кравцова, проф. Владимир Кудрявцев, проф. Эйдзи Камия, директор Японской Ассоциации исследований теории Л. С.Выготского проф. Шозо Дои.
6 ноября 2016 г. Японская Ассоциация исследований теории Л. С.Выготского проведет в Кобе XVIII Международные чтения, посвященные 120-летию Л. С. Выготского.
Виртуальное участие в Чтениях примет В.Т.Кудрявцев. В режиме online-конференции он прочитает для участников конференции лекцию на тему «Воображение и теория Л.С.Выготского».
Программа XVIII Международных чтений,
посвященных 120-летию Л. С.Выготского
Дата и время проведения: 6 ноября 2016 г., 10: 00- 16: 50
Место: Кобе, Дом «Кинрокайкан»
…Как-то в Японии со мной произошла забавная ситуация. Я сел за компьютер с японизированным «Word», смело щелкаю по меню, где все на иероглифах, – японские коллеги шутят: «Как ты хорошо знаешь японский!» «Word» – ведь тоже своего рода разновидность «эсперанто культуры». И Интернет, и даже в некоторой степени «Макдональдс», как и все мировые сетевые бренды (особая культура питания, отношений и т. п.). Отец Павел Флоренский называл культуру «языком, объединяющим человечество». Культура – от домашней бытовой до мировой художественной – это созидающая и объединяющая сила, благодаря которой люди «узнают» друг друга и осознают свою принадлежность к человеческому сообществу, постигая нечто главное в себе самих. А овладевая ею, сами научаются созидать и этим объединять других. Кстати, человека, способного к такому всеобъединящему творчеству, Ильенков называл личностью. Что опять же не расходится с формулировкой Флоренского: «Культура – это среда, растящая и питающая личность».
В одной из своих лекций по общей психологии, прочитанных на психфаке МГУ в начале 1980-х годов, В.В. Давыдов иллюстрировал работу воображения. Чашка, говорил он – это, по сути своей, «черпающая рука», перенесенная в материал. Правда, тогда он делал оговорку: фантазировать, воображать – еще не творить. Творчество предполагает «воображение, постигающее мышление и личность». А быть личностью – значит «принять общественные заботы на себя»… Но в 1996 г. в книге «Теория развивающего обучения» Давыдов уже прямо связывает воображение с личностью, а его развитие с ее «ростом». Это неслучайно. Чашка, ложка, нож, вилка – это не только образ черпающей руки. Это, как уже говорилось, «образ» культурных людей, садящихся культурных людей, которые не рвут пищу руками и зубами… Я сервирую стол и как бы «вижу» их рассаживающимися, хотя они еще не пришли. И научиться пользоваться ими ребенок не сможет, не прилагая для этого «силы воображения». Без учета того, что рядом другой. А потом, когда другого нет, – ты сам как «культурный человек». Именно поэтому с овладением ложки проблем ничуть не меньше, чем с ее изобретением… (
В.Т.Кудрявцев. Из
статьи «Воображение - третий глаз культуры»)
На развитие сайта