"Живая власть для черни ненавистна // Они любить умеют только мертвых". Кто сказал? Логично предположить: Пушкин. Но Константин Райкин был вынужден специально об этом напомнить, подкрепив строками из "Бориса Годунова" свое предшествующее высказывание о том, что российское государство является "некрофильским". А надо было сразу начинать с Пушкина.
Или Константин Аркадьевич с интеллигентской наивностью полагал, что обрушившиеся на него любители родины (которые не способны сделать для нее хоть что-то профессионально, совестливо, с душой, с отдачей) тянут хотя бы на затреханную школьную четверку по литературе? Они на языке Пушкина пишут с ошибками. Ироничный Пушкин, правда, почти их «оправдал»: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Только в том, что они говорят, порой трудно признать русскую речь. Это – какая-то другая речь и какие-то другие ошибки…
Кстати, Райкин – всего лишь о государстве, а царь Борис (а с ним, увы, где-то Пушкин) – о народе. По крайней мере, о том, что народу местами присуще. Хотя для любителей родины «о государстве» - это даже хуже, чем «о народе». О нем-то они вспоминают исключительно ради оправдания значимости единственно доступного им занятия. Собственно, и «государство» для них что-то значит в силу того, что наделено властью это занятие поощрять. Покуда само занято исключительно «любовью к родине»… К себе родимому.
Впрочем, сегодня не об этом. Не выношу юбилейных поминок, тем более, по убиенным. Как тот же Пушкин - 180 лет назад. Любителей родины, кстати, хлебом не корми – дай помянуть. 100-летие убийства поминали с размахом. Пушкина вернули в школьную программу. На дворе стоял 1937 год. Начало жатвы для новых юбилейных поминок.
1937 и 2017 близко не стоят. Время умнее нас. Оно думает за нас, предвидит за нас, отвечает за нас, лечит и спасает нас, исправляет наши ошибки, как может. Время – это лучшее в нас. Так зачем же спорить со своим лучшим, упорно мысля даже не на затреханную четверку? По истории – увы, не только школьной. Заменяя мышление худой памятью, а память – поминками. Поминками по себе.
P.S. Вот тут я написал о живом Пушкине, к его 215-летию. Считаю уместным именно сегодня вспомнить этот текст.