Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » В Совете Федерации РФ

В Совете Федерации РФ

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 117
  • печатать
  •  
    • 0

При Комитете по науке, образованию, культуре и экологии Совета Федерации РФ создана экспертная группа с целью разработки законопроекта о дошкольном образовании. Группу возглавил заместитель председателя Комитета Е.В.Буслов. В число экспертов вошли В.Т.Кудрявцев и Г.К.Уразалиева. Администратор сайта Michel_Mak обратился за комментариями к Владимиру Кудрявцеву.


М.М.: Речь идет о разработке отдельного закона о дошкольном образовании?


В.К.: В этом нет надобности. Существует статья 18 Закона РФ "Об образовании", которая называется "Дошкольное образование". Наша инициатива направлена на подготовку ее новой редакции. Но для этого нужно изменить трактовку понятия "образование" в преамбуле Закона.


М.М.: Почему возникла эта проблема?


В.К.: Дошкольное образование у нас пока не стало образованием в подлинном смысле слова. По этой причине оно по многим позициям - социальным, организационным, финансовым, методическим - "проигрывает" в правах остальным ступеням образовательной системы. И вопрос не в том, что юридически оно должно "подлаживаться" под готовое понятие образования. Как раз наоборот - идея дошкольного ОБРАЗОВАНИЯ бросает вызов традиционному пониманию образования. Она требует его содержательного переосмысления и расширения. Я об этом много писал, а на заседании группы нашел поддержку у юристов, которые говорили то же самое. В Законе мы как раз и находим традиционное понимание образования. Оно распространимо в лучшем случае на основную школу и старшие классы, но уже не годится для начального, тем более - для дошкольного образования. Не говоря уже о дополнительном образовании, образовании в семье и т.д. Наука также не очень склонна анализировать эту проблему. У нас есть целая академия образования - РАО, где содержание рассматриваемого понятие вынесено в основной предмет изучения, но, кроме привычных штампов, из недр этой ученой организации ничего более не исходит. Словом, определение образования в преамбуле должно быть радикальным образом переделано. Только тогда мы сможем придать будущей законодательной инициативе содержательное наполнение.


М.М.: А что делать со статьей 18?


В.К.: Мы считаем, что она очень абстрактна и декларативна. Заверяет во многом, а - отдача? Я, конечно, понимаю, что нельзя смешивать закон и его реализацию. Но мне кажется, что уже на стадии подготовки законопроекта необходимо создать такие формулировки, которые изначально будут предполагать те или иные формы его претворения в жизнь. В том числе, так называемую "цену вопроса" (сколько будет стоить государству реализация тех или иных позиций закона на практике). Короче, я предлагаю быть реалистами, а в какой-то мере и прагматиками.


Что мы имеем в статье? Вот, например, формулировка п. 1: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте." Что значит "являются первыми педагогами"? Здесь это - метафора, а для юриста педагог - это профессиональный функционал с вполне конкретным набором требований к нему. Я учитываю, что Закон писался в 1992 г., еще на "романтической волне" веры в грандиозные социальные преобразования. Но подобные метафорические формулировки в законодательном документе исключены. Или, как вы будете оценивать исполнение "законной обязанности" родителей -"заложить основы развития". Правда, сейчас говорят, что должен оцениваться не ребенок, а условия, в которых он живет и развивается. Все равно остается вопрос: как? Кстати (не сочтите за иронию), какую ответственность должны нести родители за нарушение этого пункта?


Другой пример - п. 4: "Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон." А разве к взаимоотношениям родителей и школы это не относится? Да и везде, где физическое лицо в качестве законнного представителя вступает в договорные отношения с юридическим, это сохраняет справедливость. Спрашивается: причем тут дошкольное образование, его специфика?


Другими словами, я считаю, что статью бесполезно совершенствовать - добавлять какие-то новые формулировки, корректировать старые. Лучший способ - переписать ее заново с позиций определенных стратегических приоритетов.


М.М.: Какие проблемы предстоит решить еще?


В.К.: Мы пока - в начале работы. Но две содержательные проблемы на заседаниях группы уже обозначились очень четко. Во-первых, это проблема обязательности - необязательности дошкольного образования. Подозреваю, что необходимо изменение терминологии - термин "обязательность" режет ухо. Но он - из привычного юридического лексикона. Будем думать... Во-вторых, это проблема нормативов дошкольного образования -того, что раньше называли стандартами, а теперь - примерными требованиями.


М.М.: То есть вы собираетесь составить альтернативу тому, что делает Министерство образования.


В.К.: Нет. Речь идет лишь об "идеологии" построения нормативов дошкольного образования, которая должна быть законодательно закреплена.


Среди многочисленных проблем приоритетна, на мой взгляд, еще одна. Она носит организационный характер. Для того, чтобы подготовить новую редакцию статьи 18, необходимо, во-первых, обобщить и систематизировать опыт создания нормативно-правовой и организационный базы дошкольного образования, накопленный за последние годы. С 1994 г. принят 41 документ, имеющий в этом плане принципиальное значение. Эти документы охватывают широкий спектр тем и вопросов: от Типового положения о дошкольном образовательно учреждении до нормативов наполняемости групп, удельных капитальных вложений на новое строительство и реконструкцию по типам ДОУ, норм потребления продуктов питания и др. применительно к разным типам учреждений и контигнгентам обслуживаемого там населений и др. Обобщение всего этого должны быть настолько емким, чтобы выразить его в нескольких пунктах статьи. Во-вторых, необходимо обобщить и переосмылить те инновационные процессы и тенденции, которые наметились в дошкольном образовании за последние 10-15 лет. Тем более, что сейчас законодатели разрабатывают Закон об инновациях, инновационная политика заявлена как стратегия министром образования и науки А.Фурсенко и т.д. Нам надо скоординировать с этим то, что происходит в дошкольном образовании, причем, на законодательном уровне. Большинство инновационных моментов так и не получило юридического оформления, они как бы остаются не легитимными. А это чревато блокадой инновационного движения, раз уж мы становимся на путь построения правового государства. У всех на слуху ситуация с УВК. Систему организовали, а прописать в федеральном реестре профессию педагога УВК "забыли". И вот, воспитатели и учителя УВК, выходя на пенсию, с изумлением узнали, что 10 лет нигде не работали. Просто нет такой профессии. Начались судебные процессы. Теперь на систему наложили вето, но истцам от этого не легче. Мы должны быть научены этим опытом.


Нуждается в специальной юридической поддержке и некогда стабильная финансовая и материально-техническая база государственных ДОУ. Сейчас (если брать Россию в целом) она находится в значительно более плачевном состоянии, чем в начале реформ. Хотя уже тогда это казалось пределом. Если учителя еще получают какие-то возможности для роста заработка, то зарплата работников ДОУ зафиксировалась на мертвой точке, совпадающей с критической отметиной. Внебюджетная деятельность ДОУ, которая разрешена законом, наталкивается на многочисленные препоны как социального, так и чисто административного характера. В итоге она оказывается не только бесприбыльной, но и попросту нерентабельной. В условиях приватизации государственных предприятий соответствующие услуги (транспорт, обеспечение продуктами питания и медикаментами, мебелью и оборудованием и т.д.) становятся все менее доступной для ДОУ. Цены учебных коллекторов и комбинатов детского питания остались лишь в воспоминаниях. Сейчас ДОУ вынуждены везде расплачиваться по коммерческим тарифам. В силу этого практически разрушается когда-то хорошо отлаженная инфраструктура ДОУ. Разумеется, своим прочным положением она была обязана дотационной основе. А дотационная основа - один из пороков советской социалистической экономики. Но только не в отношении образования. Конечно, сам способ госсубсидирования образования нуждается в коренном преобразовании с учетом современных рыночных условий. Но он должен быть сохранен. Думаю, что уже изменение налоговой политики, особенно порядка отчисления налогов, создание банков образования, фондов, обеспечивающих целевое финансирование вполне определенных статей в сфере образования и т.д. частично способствовало бы нормализациии ситуации.


Тем не менее эффективные экономические и правовые механизмы поддержки инфраструктуры ДОУ до сих пор отсутствуют, притом, что необходимость была видна еще на первом этапе проведения российских реформ. Вместо этого управленцев подчуют очередными прожетами о "многоканальном" и "фьючерсном" финансировании ДОУ, на разработку которых затрачиваются колоссальные средства...


Отдельная проблема - юридическая поддержка ведомственных ДОУ. В РСФСР их число составляло 40% от общего количества дошкольных учреждений. После того, как предприятия стали "сбрасывать" социальную сферу (это, в том числе, следствие превратного понимания западного опыта, а не только жизненной необходимости), оставшиеся ДОУ оказались в еще более сложном положении, чем закрытые. Они просто "провисли". Поэтому, на мой взгляд, очень важно соотнести новые механизмы реализации Закона "Об образовании" с формами реализации той части законодательства, которая относится к деятельности соответствующих ведомств. Другими словами здесь, как и везде, от нас потребуется системная стратегия действия.



  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Концепция законопроекта о дошкольном образовании (проект)
01-09-2004
Концепция

Рособрнадзор: требование немедленного приведения документации ДОУ в соответствие с ФГОС недопустимо
11-02-2014
Рособрнадзор:

Федеральная служба по надзору в сфере образования
Проект ФГОС дошкольного образования представлен на обсуждение
14-06-2013
Проект ФГОС

Новости дошкольного образования. Итоги совещания «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки стандартов дошкольного образования» в РАО
05-06-2012
Новости дошкольного

В Российской академии образования 4 июня 2012 г.
Дошкольное образование - это не только детские сады, но начинать решать его проблемы надо с них
02-12-2010
Дошкольное

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (31)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх