1944. СССР получает от американцев 5000-й самолет. Фото из Fb Vitali Rolski.
Александр Иванович Покрышкин получил третью звезду Героя на американской "Эйркобре". На ней же летали, наводя страх божий на фашистов, другие герои - Кутахов Речкалов, Гулаев. Мне довелось знать и слушать кое-кого из этой плеяды - и летчиков, и летчиц... Покрышкин очень любил свою машину.
Советские биографы Покрышкина этого факта не скрывали. Даже для детей. Классе в 5-6 я на какое-то время заболел советской авиацией Великой Отечественной, не столько самолетами, сколько людьми в самолетах. Глотал книги, рисовал, моделировал, делал учебные доклады. Сейчас читаю: немцы сбивали в разы больше, а мы наносили пропагандистские звезды на фюзеляжи. Чушь! Из этих "фюзеляжей" мы выжали "звезд" сверх того, на что они были способны. Самолеты - даже неплохие, но безнадежно устаревшие, с технической и моральной точки зрения. Советские летчики были подготовлены хуже (а вся страна к войне и вовсе не подготовлена технически и кадрово - это целиком на совести Сталина и окружения), но это не значит, что они, в принципе, уступали противнику. Они рвались учиться, переучиваться, совершенствоваться ради победы. Уже в воздухе пахло победной весной, а очереди в летные школы не рассасывались. Мой отец еще школьником занял одну такую очередь и поступил.
Как только появилась приличная техника, разрыв сократился. И никого не волновало, на чьих самолетах побеждали. Побеждали все-таки люди. И те, кто летал на самолетах, и те, кто их делал. Побеждали, а не примазывались к чужим победам.
Наши страны делали одно великое дело. Уверен, что сделают еще ни одно - сменив головы позавчерашней свежести. На такие, которые не делят побед. Тем более - не им принадлежащим.