6 марта на 77 году жизни умер Жан Бодрийяр - знаменитый философ и публицист. Как бы ни относится к "постмодернизму", культовым столпом которого сделали его современники-интеллектуалы, бесспорно одно: Бодрийяру была присуща неодолимая страсть к парадоксальному философскому свободомыслию, выдающая Мыслителя. Парадокс являлся для него инструментом развенчания притязаний любой общественной и государственной идеологии на выражение Истины, тем более - в масштабах Вечности. Но тот же инструмент и тот же путь избирали и Платон, и Маркс (которого Бодрийяр переводил на французский), и Ортега-и-Гассет, и Ильенков. Что в этом специфического от "постмодернизма"? Специфическое есть, но оно - от Философии. Бодрийяр писал, что современное общество состоит из "симулякров", а социальные процессы являются "симуляцией" действия, мышления, общения, осмысливания. Но разве этот диагноз не точен?
Бодрийяр говорил, что людям навязываются символы, через которые политики и торговцы транслируют людям свою волю ("проект", по его выражению), а те воспринимают ее как позыв собственных нужд и чаяний. Но разве это не то же самое, что в 40-е гг. позапрошлого века Маркс назвал отчуждением? Отчуждением, которое приняло ближе к концу прошлого - в начале нынешнего столетия форму глобального цивилизационного кризиса, перейдя из сферы производства в сферу потребления, а оттуда, проникнув даже в самые сокровенные и потаенные уголки человеческой жизни. Данную метаморфозу теоретически обозначил Эрих Фромм, но четко констатировал, подробно описал и объяснил Жан Бодрийяр в своей первой книге "Система вещей" (1968): "Пожалуй, в этом и состоит специфическая форма отчуждения личности в современную эпоху: в процессе потребления мобилизуются и отчуждаются сами наши внутренние конфликты, сами "глубинные силы", подобно тому, как в процессе производства отчуждается рабочая сила".
…Одним философом стало меньше. Это печально еще и потому, что сейчас их пересчет идет на единицы. Но, с другой стороны, в "массе" философов очень часто исчезала сама философия. Достаточно того, чтобы эпоха в целом благоприятствовала рождению хотя бы одного Философа.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта