Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Образовательная инклюзия – двусторонне развивающий процесс

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 207
  •  
    • 0
Инклюзия в образовании (и не только) - это процесс развивающий, по отношению ко всем, кто в него вовлечен. Там нет "объектов" развития - все субъекты. Иначе, мы не выйдем за рамки вековых форм "приспосабливания" инвалидов и лиц с ОВЗ к элементарному выживанию в чуждом, если не сказать, враждебном для них социуме, готовые "правила жизни" в котором никто не собирается ради них менять. В лучшем случае - упрощать. Инклюзия предполагает трансформацию сознания и тех, кому она адресована, и тех, кто ее инициирует. Причем адресаты в итоге должны становиться "инициаторами". К этому нужно быть готовыми с двух сторон. Для общества (именно оно в целом, а не только в лице педагогов, социальных работников, психологов, управленцев, является инициатором инклюзии) - это и вовсе предельная "проверка на социальность".

Естественно, что эта готовность должны быть сформировона на разных уровнях. Не только на психологическом. На политическом, экономическом, организационно-управленческом, социально-сервисном, методическом и др. Сфера образования должна не только продемонстрировать эту готовность первой (конечно, при наличии политической воли и финансово-экономической поддержки государства), но и содействовать ее формированию в остальных общественных-государственных сферах. Потому что инклюзия - это канал изменения общества изнутри, самоизменения людей, а образование, современное, во всяком случае, - это "институт самоизменения". Вполне логично, что движение здесь должно начинаться с высшей, университетской ступеньки этого "института" - чтобы не оборваться на уровне "начальной школы", которого традиционно хватало для включения специфического контингента граждан в жизнь общества.

Владимир Кудрявцев





Виталий Рубцов: вузы должны стать доступными для лиц с ОВЗ

29.06.2017

Сколько университетов России готовы обеспечить комфортное обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ? Правда ли, что в школах и детских домах этих ребят учат по методикам 40-летней давности? Что такое "ресурсные учебно-методические центры"? Об этом и многом другом в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), академик Российской академии образования Виталий Рубцов.

– Виталий Владимирович, в МГППУ завершила работу IV Международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики". Какую цель ставили перед собой организаторы?

– Собственно главных целей было две. Обсудить реальные инклюзивные практики, которые сложились на разных уровнях образования. И – дать новый импульс развитию образовательной и социальной инклюзии в нашей стране.

– Конференция порадовала яркими открытиями, стала общественным событием. Советник по культуре Посольства Швеции в Москве Стефан Ингварссон заявил, что у России в этой сфере "есть проекты, о которых должен узнать мир". В то же время, по словам замминистра образования Вениамина Каганова, сегодня уже нельзя оценивать здоровье ребенка "по методикам 40-летней давности". Что, если говорить конкретнее, он имел в виду?

– Речь идет о необходимости масштабного обновления арсенала технологий, используемых педагогами-психологами, логопедами, дефектологами и учителями в работе с детьми-инвалидами. Сегодня стремительно меняется среда, где они живут, и мир вокруг них. Меняются сами дети.
Ректор МГППУ Виталий Рубцов на всероссийской конференции по обсуждению содержания профстандарта педагога. 21 декабря 2016

В этих условиях требуются впервые создаваемые или качественно новые разработки, не только методические, но и научно-исследовательские в этой сфере. Нужны, например, учебные пособия и методические рекомендации по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Создаются примерные адаптированные образовательные программы физической культуры для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Все эти и другие актуальные позиции сведены в "двухлетний" Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования, подписанный вице-премьером Ольгой Голодец. Он интегрирует методики и подходы, которые складывались у нас долгое время и признаны остро востребованными.

Этот документ был принят 27 июня 2016 года. Спустя год, буквально в эти дни (20 июня), темпы его реализации обсуждались на заседании Совета Минобрнауки РФ по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов.

В данный момент реализуются не один, а два стратегических плана развития инклюзивного пространства в отечественном образовании. Второй из них касается мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 – 2018 годы.

Оба названные мною документа подчеркивают правительственный уровень решения проблемы инклюзии. Над ней сообща работают Минобрнауки, Минздрав, Минтруд, Минспорт, Рособрнадзор, Минкультуры.

Поставленная в планах Правительства РФ задача создания доступной среды для лиц с инвалидностью и ОВЗ условно распадается на два направления деятельности. Первый – обеспечение архитектурной доступности образовательной организации. Например, для тех, у кого есть нарушения опорно-двигательного аппарата, или для слепых учащихся.

Второе направление связано с реализацией доступности собственно образовательных услуг. Оно предполагает, в первую очередь, обновление образовательных программ, методик, концепций преподавания, на которых и сделал акцент заместитель министра.

Но очевидно, что и методики, и книги, и самые современные приборы мало что значат без квалифицированного педагога, ведущего учеников за собой. Поэтому на конференции многие коллеги говорили о его ментальности, профессиональной мобильности, умении сотрудничать в команде, субъектом работы которой является особый ребёнок.

При этом я бы подчеркнул, что многие риски, в том числе, связанные с авторитарным давлением на ребенка, резко повышаются, если поставленная перед учителем задача не подкреплена профессиональными инструментами и условиями для ее выполнения.

– Планом мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 – 2018 годы предусмотрено создание сети ресурсных учебно-методических центров по обучению этой категории граждан на базе вузов. Среди трех первых центров такой ресурсный центр создан именно в МГППУ. Поясните: для чего? В чем состоит его миссия?

– Ответ звучит уже в самом названии – это Федеральный ресурсный учебно-методический центр по организации методического сопровождения образования людей с особыми образовательными потребностями.

Педагоги обсудят проблемы образовательной инклюзии на конференции в МГППУ
Он обеспечивает организационное сопровождение создания и функционирования региональных ресурсных центров по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ на базе вузов. Оказывает консультативную и методическую помощь представителям вузов по данным вопросам. Помогает в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с такими учащимися.
Очевидно, что во всей этой сложной деятельности университетам нужен навигатор. С чистой страницы приступить к такой работе с понедельника на вторник нелегко. Найти необходимые образовательные программы и руководства, разобраться в них – тоже. Ресурсные центры будут, прежде всего, аккумулировать эти программы, фактически выступая по отношению к высшим учебным заведениям в качестве центров коллективного пользования. Их важная миссия состоит также в том, чтобы правильно организовать профориентацию таких ребят, способствовать их трудоустройству после окончания вуза и последующему сопровождению.

– Примеры организации "сверху" похожих структур, но в области психолого-педагогического и медико-социального консультирования школьников еще свежи в памяти. Далеко не все такие ППМС-центры доказали свою жизнеспособность. В чем видится вам залог эффективности создаваемых ресурсных центров?

– Они вызваны к жизни как раз потребностью, продиктованной "снизу", – обеспечить доступность и качество профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. А чтобы реализация этой задачи не пошла по формальному пути "выполнения показателей", для сопровождения вузовской практики создаются федеральные и региональные ресурсные центры.

Эти новые структуры будут помогать университетам становиться в полном смысле инклюзивными образовательными учреждениями.

В планы на 2017-2018 годы входит создание 21 РУМЦ с закреплением за ними "территории ответственности". Проведение мониторинга доступности вузов на этой территории. Разработка "дорожных карт" и нормативной базы, определяющей стандарт доступности и качества образования для инвалидов. И, наконец, внедрение экспертизы на соответствие заданным стандартам качества образовательных условий в конкретных вузах.

"Дорожная карта" создания РУМЦ рассчитана до 2020 года. В перспективе она должна охватить все 1300 вузов в 85 субъектах России. Планы серьезны. Но уже и в текущем году каждый из вновь созданных РУМЦ взаимодействует с не менее чем 30 университетами в трех, как минимум, регионах.

www.ria.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
С чем сталкиваются незрячие дети в начале своего жизненного пути
15-11-2013
С чем сталкиваются незрячие дети в начале своего

Информация к размышлению
20-03-2005
Информация к размышлению

Развитие речи и речевого общения по программе "Рекорд - Старт"
05-05-2004
Развитие речи и речевого общения по программе

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (57)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх