Выпускающая кафедра: [url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy52eWdvdHNreS5tZ3BwdS5ydS8%3D]международная кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»[/url]
Присваиваемая квалификация выпускника: магистр
Базовое образование: высшее образование, диплом бакалавра, специалиста, магистра
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года
Возможное место работы и занимаемые должности: образовательные учреждения, в том числе учреждения образования повышенного уровня (старшие профильные классы), научно-исследовательские институты и лаборатории, проводящие всероссийские и международные исследования проблем образования и социальной сферы; психологические службы различных ведомств; медико-психолого-педагогические центры и комиссии; психологические консультации; государственные и благотворительные организации помощи различным категориям населения.
Актуальность магистерской программы: обусловлена необходимостью проведения качественных психолого-педагогических исследований, обеспечивающих эффективную организацию учебно-воспитательного процесса с одной стороны, и отсутствием педагогов, способных профессионально выполнять такие исследования, с другой.
Острая нехватка специалистов, способных проводить адресные психолого-педагогические исследования, определяется требованиями введения в РФ нового профстандарта педагога. В соответствии с этим стандартом эффективная организация учебной деятельности невозможна без психолого-педагогических исследований процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в совместной работе учителя и учащихся. Без опоры на результаты таких исследований и формирования необходимых исследовательских компетенций педагог не сможет правильно оценить трудности, возникающие в условиях учебно-воспитательного процесса, не сможет перестраивать условия организации учебной работы и, следовательно, не сможет правильно строить эффективную учебную деятельность. Последнее, в свою очередь, является объективным препятствием для реализации ФГОС общего образования.
Цель магистерской программы: подготовка педагога-исследователя, эксперта международного уровня в области психолого-педагогических исследований проблем детства (раннего, дошкольного и школьных возрастов), обладающих глубокой теоретической и практической базой, ориентирующихся в традиционных и современных исследованиях и разработках, выполненных в рамках культурно-исторической психологии и деятельностного подхода.
Программа предназначена для специалистов широкого профиля в области образования, консультирования, социальной работы, а также психологов, имеющих базовое образование бакалавра, специалиста или магистра, и планирующих работать в русле культурно-исторической и деятельностной теории.
Краткая характеристика программы: программа представляет собой новый образовательный продукт, построенный по модульному принципу и нацеленный на подготовку уникальных высококвалифицированных специалистов, не просто знакомых с основными принципами и практиками организации научных исследований в области образования, но и способных оказывать качественную психолого-педагогическую поддержку образовательной среды современного образовательного учреждения. Программа включает компоненты, необходимые для решения этой задачи: 1) знание концептуальных основ построения психолого-педагогических исследований в образовании; 2) углубленную методологическую подготовку в области культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, как базы построения практикоориентированного научного исследования в области проектирования развивающей образовательной среды; 3) увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.
Принципиальным требованием магистерской программы является отказ от большого числа теоретических курсов, и направленность на построение программ индивидуальных практик магистрантов на основе системы клинических баз, включающей образовательные учреждения дошкольного и общего образования, психолого-медико-социальные центры и др.
Главной отличительной особенностью программы являются ее ориентация на идеи и методы культурно-исторической психологи и деятельностного подхода. За счет этого возможно широкое участие будущих специалистов в междисциплинарных международных исследованиях образования и социальной сферы. Программа изначально включена в международные проекты и соответствует современной концепции развития ВУЗа. В ней участвуют международные известные зарубежные профессора Италии, Финляндии, Великобретании, Швейцарии, Германии, Литвы, Голландии, Австралии.
В целом магистерская программа «Культурно-историческая психология деятельностный подход в образовании» опирается на лучшие достижения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и их последователей, само название и международное признание которой предполагает ее дальнейшую разработку, использование ее достижений в разных сферах жизнедеятельности человека. Она направлена на широкое приобщение магистрантов к традициям этого подхода, овладение ими средствами научного анализа и способами деятельностного проектирования различных сфер социальной практики, осуществления психодиагностической и психокоррекционной работы, психологической экспертизы и консультирования, психотерапевтической помощи и др. Магистранты, специализирующиеся по программе «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», знают и способны анализировать современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию в педагогике и психологии, владеют методами конкретных психолого-педагогических исследований, ориентируются в научных проблемах, на решение которых направлен культурно-исторический подход, умеют применять проектный метод в научном исследовании и образовательной практике.
Область профессиональной деятельности: образование, социальная сфера.
Объекты профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие обучающихся.
Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, педагогическая.
Особенности программы: программа экспериментальная, разработана и проходит апробацию в рамках концепции модернизации педагогического образования 2014-2015 гг. Программа ориентирована на углубленную научно-исследовательскую работу и практику студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней и построена по модульному принципу.
Осваиваемые компетенции:
В соответствии со стандартом:
а) общекультурные компетенции (ОК)
• способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК– 1); • готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК–2); • готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
б) общепрофессиональные компетенции (ОПК)
• способность выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития (ОПК–1); • способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК–2); • умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений (ОПК–3); • умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ОПК-4); • способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности (ОПК–5); • владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК–6); • способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК–7); • способность применять психолого-педагогические знания и знание нормативных правовых актов в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений (ОПК–8); • готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогическом образовании (ОПК-9); • готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10); • готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11). в) профессиональные компетенции (ПК) • в области педагогической деятельности: - способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности обучающегося (ПК-22); - готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности (ПК-23); - способность использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся, особенностей освоения образовательных программ (ПК-24); - способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПК-25); - способность разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПК-26); - готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности (ПК-27); - способность проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-28); - способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на обучающихся, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПК-29); - способность проводить анализ и обобщение образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-30); - способность к конструктивному взаимодействию с участниками образовательных отношений, для решения проблем воспитания, обучения и развития обучающихся (ПК-31); - способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПК-32);
• в области научно-исследовательской деятельности:
- способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПК-33); - способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся (ПК-34); - способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПК-35); - готовность использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем (ПК-36); - способность разработать и представить обоснованный перспективный план научной исследовательской деятельности (ПК-37); - способность организовать взаимодействие специалистов для достижения цели научного исследования (ПК-38); - способность выстроить менеджмент социализации результатов научных исследований (ПК-39); - способность представлять научному сообществу научные исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПК-40); - способность выделять научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41).
г) дополнительные компетенции:
• в области психолого-педагогических исследований:
- владение методами КИП и ДП в проведении анализа проблем учебной деятельности, связанных с особенностями её организации (взаимодействие участников, распределение действий, коммуникация, взаимопонимание, рефлексия) (ПК-42); - способность проводить адресные психолого-педагогические исследования особенностей и условий организации учебной деятельности, определять требования к новым формам организации совместной учебной работы (ПК-43); - способность проектировать эффективные формы совместной учебной деятельности, отвечающие требованиям зоны ближайшего развития и возраста учащихся (ПК-44); - способность проектировать и осуществлять оценку образовательных результатов учащихся, обусловленных структурой и закономерностями организации учебной деятельности, возрастными и индивидуальными особенностями детей (ПК-45); - умение и готовность работать в команде специалистов, обеспечивающих эффективную организацию и развитие учебной деятельности (ПК-46); - способность рефлексивно оценивать собственные профессиональные достижения, осуществлять профессиональное развитие (изменение оснований) своих профессиональных действий на основе проводимых психолого-педагогических исследований (ПК-47).
Магистерская программа включает освоение следующих дисциплин:
Блок 1 «Дисциплины (модули)»:
Базовая (профессиональная) часть:
Модуль 1 «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход»: Философские основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода.
Модуль 4 «Коммуникация в практике образования и социальной сфере»: Деятельностный подход в исследованиях проблем коммуникации в социальной сфере, Межкультурная коммуникация в профессиональном взаимодействии.
Вариативная часть:
Модуль 2 «Научно-исследовательская деятельность и методы психолого-педагогических исследований»: Методы психолого-педагогических исследований: математические, экспериментальные, аппаратурные, Научно-исследовательская деятельность по решению педагогических проблем в области образования (деятельностный подход).
Дисциплины по выбору:
Модуль 3 «Теоретические и экспериментальные исследования обучения и развития»: обучение и развитие дошкольников; теория развивающего обучения (начальная школа); теория развивающего обучения (основная школа); деятельностный подход в исследованиях по специальной психологии; практика деятельностного подхода в развивающем дошкольном образовании (системы А.В.Запорожца и Л.А.Венгера); практика развивающего обучения младших школьников; практика обучения и развития подростков; практика реабилитационной работы и коррекционной педагогики; организация игры и проектирование игрушек; проектирование контрольно-измерительных инструментов в образовании; теория и практика детской нейропсихологии.
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»: учебная практика, научно-исследовательская работа, производственная практика, преддипломная практика.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»: государственный экзамен, защита магистерской диссертации
Трудоемкость программы, всего – 120 зач. ед.*
Теоретическое обучение – 54 зач. ед.
Практики, НИР – 57 зач. ед., в том числе
• учебная практика – 3 зач. ед. • производственная практика – 15 зач. ед. • научно-исследовательская работа– 30 зач. ед. • преддипломная практика – 9 зач. ед.
Государственная итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка магистерской диссертации) – 9 зач. ед. Особенности обучения: Учебный план рассчитан на 20 % времени аудиторной работы, 80 % – самостоятельной работы. Аудиторная нагрузка составляет не более 14 часов в неделю. Обучение модульное, каждый модуль заканчивается промежуточной аттестацией (зачетно-экзаменационной неделей).