Сегодня День Рождения моего друга – Геннадия Григорьевича Кравцова, доктора психологических наук, профессора.
Гена – генетический психолог, для которого генезис является не только предметом анализа, но и образом жизни, в который он вовлекает тех, кто живет и работает рядом. Гена – заразительный генетист! Заразительный и… благороднейший. Если бы мне предложили охарактеризовать Геннадия Григорьевича одним словом, я избрал бы не «талант», не «ум» (хотя всего этого в избытке), а именно «благородство». Впрочем, в «благородстве» - все тот же «генезис», «род», «происхождение», «рождение»… Благой генезис!
Живи, твори, заражай жизнью и творчеством других, как делал это всегда!
С Днем Рождения!
Твой Володя –
с поздравлениями
от всей семьи Кудрявцевых,
которая тебя любит
В прошлом году Геннадию Григорьевичу исполнилось 70. Я попросил нашего общего друга Елену Бережковскую написать для журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование»» текст, посвященный этому событию. 4-й номер журнала за 2016 г., где текст опубликовали, вышел чуть позже. Есть повод разместить его и на сайте.
Владимир Кудрявцев
Е.Л. Бережковская
К юбилею Г.Г. Кравцова
Геннадий Григорьевич Кравцов празднует в этом году свое семидесятилетие.
Г.Г. Кравцов – доктор психологических наук, профессор, автор более сотни научных и учебно-методических трудов, любимый учитель множества студентов, магистрантов и аспирантов. Он – руководитель авторских коллективов, создавших и реализующих программы «Золотой ключик» (дошкольное и начальное образование), «Мастер» (5–9 классы средней школы) и «Открытие» (10–11 классы).
Под руководством Г.Г. Кравцова подготовили и защитили кандидатские диссертации без малого три десятка психологов. Он – директор-организатор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (1995–1997), создатель и бессменный руководитель кафедры психологии личности и председатель диссертационного совета в этом институте. Его научный и педагогический стаж перевалил за 40 лет, а качество его работы только повышается.
Г.Г. Кравцов относится к типу ученых-теоретиков, чья профессиональная деятельность тесно связана с психолого-педагогической практикой. Его интересуют фундаментальнейшие основания человеческой психики и личности, но для него это не абстрактные конструкты, а живая ткань человеческого бытия, неотделимая от реально существующей, постоянно изменяющейся социальной ситуации развития.
Геннадий Григорьевич – постоянный ведущий и участник научно-практических семинаров и психологических школ, где учатся новой педагогике как студенты, так и профессиональные психологи, как практики различных ступеней образования, так и иностранные гости. Сколько таких мероприятий он провел в своей жизни, невозможно и сосчитать, и каждое из них надолго запоминалось участникам. Отличительная особенность Г.Г. Кравцова как ведущего психолого-педагогических школ и семинаров это принципиальная новизна каждого дня работы, каждого доклада или лекции, каждого разбора групповых результатов.
Кажется, что и сам автор этих разборов и лекций в точности не знает, к чему его приведет логика рассуждений или ход эксперимента. В известной мере так оно и есть: высочайший профессиональный уровень и творческий подход к любому делу дают Г.Г. Кравцову свободу в обращении как с конечной целью, так и с ведущими к ней путями. Процесс и результат психолого-педагогической работы может быть переосмыслен им в любой момент, и тогда в нем вскроются такие глубины, которые и не планировались, а только смутно маячили как потенциальная возможность. Почти каждый из его научно-практических семинаров может стать основой для научной монографии или методических разработок, да часто и становится. Жаль только, что все-таки не каждый: творческий потенциал автора намного выше его физических возможностей.
Сфера научных интересов Геннадия Григорьевича Кравцова связана с методологическими и философскими основами развития личности. Особой оригинальностью и фундаментальностью отличаются его разработки в области психологии воли. Идея Г.Г. Кравцова о том, что некоторые психические функции (воля, речь, воображение, внимание) изначально, по самой своей природе, являются у человека высшими, не имеет аналогов в современной психологии. Геннадий Григорьевич – превосходный научный редактор, всегда готовый прийти на помощь молодым коллегам, в том числе аспирантам и соискателям. Мало кто лучше него умеет выстроить структуру научной работы, найти точную формулировку и расставить смысловые акценты.
Г.Г. Кравцов прошел большую школу как теоретической, так и практической психологической работы. Его профессиональный путь начался в 1972 году в лаборатории В.В. Давыдова (НИИ ОПП АПН СССР, ныне ПИ РАО) и одновременно в средней школе поселка Нудель Московской области. Там он с группой таких же молодых ученых курировал разработку и внедрение системы развивающего обучения. Итогом этой работы стала его кандидатская диссертация (1977), в которой был заявлен оригинальный для того времени взгляд на психологические особенности младшего подростка.
В жизни Г.Г. Кравцова был интересный и ставший весьма плодотворным период работы в Институте по изучению причин и выработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР. Новый для Геннадия Григорьевича материал, с которым он там столкнулся, дал толчок оригинальным разработкам, связанным с представлениями о природе и происхождении нормативного и отклоняющегося личностного развития.
С 1984 года Г.Г. Кравцов – заведующий лабораторией психологии развития личности в Институте дошкольного воспитания АПН СССР. Результатом десятилетней работы этой лаборатории стала концепция развития дошкольного образования, разработанная коллективом авторов под руководством Г.Г. Кравцова к Всесоюзному съезду работников народного образования (1988). Именно на основе этой концепции и выстроена альтернативная государственная программа начального образования «Золотой ключик», по которой работали и работают десятки учреждений как в разных регионах России, так и далеко за ее рубежами (Дания, Канада, Казахстан, Финляндия и др.). В 1995 году Г.Г. Кравцов защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам детского онтогенеза и, в частности, волевому развитию на его разных этапах.
Сегодня Г.Г. Кравцов – заведующий кафедрой психологии личности созданного им Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Он проводит научные исследования, разрабатывает и читает оригинальные курсы, руководит научными и учебно-научными работами и, таким образом, создает собственное направление в рамках культурно-исторической психологии. Его работа воплощается в образовательных, развивающих и коррекционных программах для детей разного возраста и взрослых. Идеи и исследования Г.Г. Кравцова, как теоретические, так и практико-ориентированные, имеют широкое международное признание. Ученые из стран Европы, Азии, Австралии и обеих Америк ежегодно приезжают в Институт психологии им. Л.С. Выготского в том числе и для того, чтобы встретиться с Г.Г. Кравцовым, по- слушать его доклад или вечернюю лекцию, побывать на его мастер-классе. Имя Геннадия Кравцова имеет высокий авторитет у психологов всего мира, относящих себя к сторонникам культурно- исторического подхода или интересующихся этим психологическим направлением.
Семьдесят лет – это возраст расцвета как для ученого, так и для педагога, возраст реализации возможностей, накопленного опыта, замыслов и идей. Желаем Геннадию Григорьевичу здоровья и творчества.
На развитие сайта