2 февраля 1943-го, Сталинград – стратегический разворот светового дня жизни на прирастание. День стал длиннее ночи, в которой ради этого многие остались навсегда. А другие – шли навстречу новым кошмарным ночам, чтобы пронести сквозь них отвоеванный свет жизни, с новыми ночными потерями.
Начало смертельного удара жизни по смерти. Генерал Хайнц Гудериан назовет это «катастрофой», тем не менее, веря в будущность стратегического наступления. И именно «под него» немецкое командование стянуло немыслимые ресурсы на Курскую дугу летом. Рассчитывая остановить и свернуть растущий световой день, который занялся в Сталинграде 75 лет назад.
«Объективный ход истории» - едва ли тогда об этом задумывались победители. Они - как у Высоцкого - «вращали землю» своими ногами, руками, коленями, локтями, зубами, зная только направление, которое нужно держать. Солнце шло вослед:
Нынче по небу солнце нормально идет,
Потому что мы рвемся на запад. Среди вращавших - капитан, командир пулеметной роты 383 стрелкового полка, 6 стрелковой дивизии, победитель Сталинградской и Курско-Орловской битв
Кулумжан Уразалиевич Уразалиев, папа моей жены
Гульшат Уразалиевой. Тяжелое ранение не дало ему дойти до самого запада. За него дошло солнце. А с ним осталась другая звезда – Боевая Красная. Да и его мирных дел, наверное, хватило бы на несколько Трудовых звезд. Но он об этом не задумывался.
За таким могло идти солнце. За такими и шло.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта