Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Профессор Юрий Кнорозов и его "соавтор" кошка Ася

Профессор Юрий Кнорозов и его "соавтор" кошка Ася

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 014
  •  
    • 0
памятник Юрию Кнорозову и фотография Юрия Кнорозова
Фото с сайта www.moya-planeta.ru.


«Он разгадал загадку майя»: профессор РГГУ Галина Ершова - о величайшем учёном XX века, молодых талантах и продвижении российской науки


11 марта в мексиканском городе Мерида открылся памятник выдающемуся русскому учёному Юрию Кнорозову, впервые в мире расшифровавшему письменность майя.

Однако вклад Кнорозова в мировую науку гораздо больше, чем дешифровка древних рукописей майя. Каково истинное наследие мысли гения? И как вообще России вернуть свои лидерские позиции в мировой науке?

Об этом рассуждает ученица и продолжатель научной школы гениального лингвиста, директор Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова, доктор исторических наук, профессор РГГУ, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию Галина Ершова.

Галина Ершова
Галина Ершова


Человек-легенда

- Галина Гавриловна, открытие памятника русскому учёному за границей – событие незаурядное. И в России-то не все знают, кто такой Кнорозов.

- Сейчас уже что-то сдвинулось в общественном сознании, имя Юрия Кнорозова многим известно – не скрою, это мы приложили усилия. Ещё в 1990-х годах упоминать о нём в прессе и ТВ даже в сюжетах о майя никто не хотел. А когда мы пытались напомнить, с кого, собственно, начиналась история, нам отвечали коротко: «Неформат». И это притом, что Юрий Валентинович Кнорозов – это учёный, на несколько порядков выше француза Шампольона, расшифровавшего египетские иероглифы. Шампольон решил задачу, по сути, для пятиклассника. Один и тот же текст был продублирован на двух древнеегипетских языках и древнегреческом, который он знал. Причём имена были выделены картушем, т.е. специальным контуром, обозначавшим царскую фамилию. У Кнорозова задача была в разы сложнее. Он не только прочитал текст, но и создал метод «позиционной статистики» для расшифровки древних систем письма. Россия должна гордиться этим человеком, потому что научная школа Кнорозова – единственная в гуманитарных науках, признанная во всём мире. При этом она касается не российских исследований, а общемирового культурного наследия. А для мексиканцев и гватемальцев Кнорозов – вообще национальный герой, человек-легенда. Они его всегда любили. И это прекрасно, что на Юкатане (мексиканский штат), который он так любил, будет, наконец, поставлен ему достойный памятник.

- Как он будет выглядеть?

- Памятник расположен на площадке в парке, разбитом вокруг современного Музея майя. Он выполнен в виде стелы, на которой выгравирован рельеф с изображением Кнорозова с кошкой на руках.

- Почему кошка?

- Кошки у Юрия Валентиновича – это святое. На его любимой фотографии он запечатлён с сиамской кошкой Асей. С ней была связана любопытная история. Как-то Ася родила котёнка, которого назвали Толстый Кыс. Кнорозов увлечённо наблюдал, как Ася учит котёнка охотиться, и анализировал сигналы, с помощью которых она «разговаривала» с котёнком. В какой-то момент его осенила идея, что у людей-то коммуникация построена тоже на взаимодействии таких сигналов-«посылов», сигналов-«получений». И он написал абсолютно гениальную статью «К вопросам о классификации сигнализации», где развил теорию о том, как работает мозг, зачем вырабатывает эти сигналы – для совместной деятельности, достижения единой цели. И вот эту самую Асю Кнорозов на полном серьёзе пытался поставить в своей статье как… соавтора. Это в советские-то времена. И всегда, когда требовалось фото на документы, давал фотографию, где он в костюме с галстуком и с кошкой на руках. Кошку, понятное дело, всегда отрезали. А он каждый раз впадал от этого в ярость.


К слову, изначально Кнорозова интересовали проблемы работы мозга, а майя он занялся уже, так сказать, по ходу дела. Полностью посвятить себя размышлениям о теории коллектива, социальной организации общества – это была его главная мечта и любовь в науке. И он всё время искал, кто бы мог продолжить его изыскания.

Хитрый ход

- Говорят, Кнорозов был настолько гениален, что, начав защиту диссертации на соискание кандидата наук, через 3 минуты уже получил звание доктора исторических наук.

- Ну это миф, конечно. Правда лишь в том, что Кнорозов действительно получил звание доктора наук после защиты кандидатской диссертации. Однако такая «концовка» была тщательно срежиссирована его научными руководителями. Дело в том, что Кнорозова после окончания университета (истфак МГУ) не брали в аспирантуру. Путь в науку преградил один-единственный пункт к анкете – нахождение на оккупированной немцами территории во время войны 1941-1945 гг. Избежать этого было невозможно, ведь немцы заняли Харьков, где он тогда жил, уже в октябре 41-го. И хотя в 1943-м Кнорозову с матерью и сестрой удалось выбраться к своим, факт остался фактом. Так вот поскольку Кнорозова не брали в аспирантуру, директор Института этнографии АН СССР С. П. Толстов и научный руководитель в МГУ С. А. Токарев (люди, которые его спасали и покровительствовали) придумали такой ход – Кнорозов пишет диссертацию, защищает её и сразу получает кандидата наук, а вторым голосованием – доктора. Это был единственный путь выйти из опалы и пробиться в большую науку. Расчёт был верным. Однако Кнорозов и тут сумел выкинуть фортель. Когда комиссия предложила ему начать излагать работу, тот дерзко ответил в духе, мол, кому интересно, тот уже всё прочитал, зачем ещё время тратить. Его руководители были готовы взбалмошного ученика убить. Но обошлось. Все это изложено в архивных документах протоколы защиты, которые не так давно обнаружила руководитель нашей междисциплинарной программы Евгения Андреевна Долгова. Так что это достоверный факт. С этого момента Кнорозова стали раскручивать как молодой талант. Он был для этого очень удобным персонажем. Страна 10 лет назад вышла из страшнейшей войны, обескровлена, а при этом имеет таких гениев, которые совершают великие открытия. Правда, Кнорозова такое усиленное внимание только раздражало, он не любил тратить время на пустяки.

- А как ему удалось вообще расшифровать текст майя, не выезжая в Мексику в места обитания их цивилизации?

- Расшифровка рукописей на самом деле кабинетная работа. Вовсе не обязательно бегать под солнцем Мексики, чтобы читать тексты майя. Это сюжет для приключенческих фильмов. Копии рукописей уже были доступны в Ленинской библиотеке. Кнорозов создал метод позиционной статистики для анализа текстов. Для начала нужно определить тип письма. Скажем, в китайском языке один знак обозначает целое слово. В английском, русском и прочих европейских языках, знак, или буква, обозначает звук. А бывает слоговое письмо, как в Индии, где каждый знак передаёт один слог. У каждого типа письменности своё количество знаков. В алфавитном примерно 30 знаков. Чтобы читать на китайском, надо знать минимум 5 тыс. знаков, а лучшие словари включают до 50 тыс. иероглифов. В слоговом письме насчитывается около 300 знаков. Чтобы определить тип письма, текст должен быть единый и довольно длинный. Посчитав все возможные встречающиеся знаки (их оказалось 355), Кнорозов выяснил, что майя пользовались слоговым письмом. Дальше следовал анализ, сколько раз используются отдельные знаки. Известно, что самые употребляемые – служебные слова: предлоги, союзы, частицы и т.д. Сделав все эти скрупулёзные подсчёты, Кнорозов смог прочитать тесты майя с помощью «алфавита де Ланды». Его составил второй епископ Юкатана Диего де Ланда.

Почему до Кнорозова никто не мог прочитать тексты майя с помощью этого алфавита? Как раз потому, что никому в голову не приходило: знаки в этом алфавите обозначали слоги, а не буквы, как думали многие. Потом по его методу стали расшифровывать протоиндийское письмо, монгольское, тексты острова Пасхи – все эти научные группы работали под руководством Кнорозова.


Вернуть своё

- Но раз метод дешифровки создан, чем занимается ваш центр? Остались ли тексты, письменность которых надо расшифровать?

- Увы, больших текстов нет. В небольших, как в знаменитом Фестском диске (найден на острове Крит в городе Фест), невозможно определить тип письма – слишком мало знаков. Видимо, должно произойти новое открытие, чтобы мы смогли такие тексты прочесть. Сейчас у нас есть несколько важных проектов. Один из них – «Эпиграфический атлас майя», то есть некий каталог всех скопированных (фотографии высокого качества) текстов майя с переводом. Мечта Кнорозова, он называл это «корпус прочитанных текстов». В этом проекте сотрудничаем с испанцами, американцами, французами. Второе направление работ - исследования духовных представлений майя, в том числе реконструкция музыки майя.

- Наивный вопрос: что нам с этих рукописей майя? Или это просто чистая наука, познание?

- Показатель развития страны – это высокий уровень науки. И продвижение науки – это не поездки высоких чиновников с докладами о наших достижениях за границу. Присутствие научной школы на континенте, тот факт, что иностранцы просятся участвовать в наших проектах – это совсем другое позиционирование российской науки. Сейчас давно не 1990-е, когда мы были счастливы, если нам оплачивали поездки на научные конференции зарубежные коллеги. Такая страна как Россия, с её богатейшей научной и культурной традицией, заслуживает лидерской позиции. Когда Кнорозов дешифровал тексты майя, его открытие сначала пытались опровергнуть, мол, это невозможно. А когда увидели неопровержимые доказательства, сделали попытку повернуть дело так, что дешифровка есть, но откуда взялась, неизвестно. И теперь ею замечательно занимаются американские исследователи. Российская наука есть, и представлена она должна быть не надутыми чиновниками, а людьми, которые реально работают в ней.

- Все знают наших математиков и физиков. А российские гуманитарные науки в мире не котируются.

- Всё правильно. У гуманитариев проще «стащить» достижения. Огромный импульс, созданный в русской науке в начале XX века, был растащен французами, канадцами и прочими. Истоки западной психологии – в русском космизме, русской психофизиологии (во втором случае, вероятно, имеется в виду А.Р.Лурия и его школа. - В.К.). В частности, работы швейцарского психолога Пиаже по детской психологии тоже имеют российские корни (речь идет о "заочном" ответе Ж.Пиаже на критику результатов его исследований, которую осуществил Л.С.Выготский. - В.К.). Задача российской науки – вернуть свое. Как бы сегодня ни ругали советскую власть, но «ужасные» большевики одними из первых законов издали декрет о сохранении и развитии науки. Заметим, Вернадский попытался после революции уехать за границу искать лучшей доли, но вернулся в Россию. Вавилову экспедицию по сбору коллекции растений по всему мире оплатила советская власть. Физиолог Павлов вообще не скрывал своей неприязни к советской власти, но спокойно при этом работал. А программа борьбы с безграмотностью! Страна, в которой было 60% безграмотных крестьян, за 20 лет реализовала программу всеобщего образования. Потому что если не будет общего образования, неоткуда будет брать кадры для науки. И советская власть понимала, что надо сделать, чтобы страна не осталась на задворках истории и науки. Так что огульно критиковать советское время неправильно.

Сильны своим умом

- В этом году Мезоамериканскому центру им. Ю.В. Кнорозова исполняется 20 лет. Как все начиналось, почему в РГГУ?

- Был конец 90-х, Юрий Валентинович, видимо, предчувствовал, что скоро уйдет. И каждый раз, когда я приезжала к нему в Петербург, просил: «Забирайте все из Питера и увозите». Мне тогда казалось это невозможным. Но он все равно привозил какие-то материалы, я приобретала книги. А это, напомню, 90-е годы, никому ничего не нужно. Что со всем этим делать? Все гибло. В МГУ на кафедре древнего мира мне разрешали читать ребятам лекции бесплатно, а я и этому была рада, что хоть кому-то можно передавать знания. И тут объявился наш студент Дмитрий Дмитриевич Беляев (долгое время был замдекана факультета истории, политологии и права РГГУ), который решил заниматься майя. А в РГГУ было так: если упертый студент хочет заниматься исследованиями, то ему создавались все условия. С этим вышла загвоздка: как создать условия, если специалистов нет? И меня пригласил декан факультета Александр Петрович Логунов, предоставил помещение на Никольской улице, стали занятия вести, пополняли архивы. Ну а в 1998 году объявили о создании Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова, стали проводить Кнорозовские чтения. Поначалу финансирования вообще почти не было. Получали стипендии у мексиканцев и на их деньги проводили исследования. Потом благодаря Андрею Александровичу Фурсенко, который тогда был министром образования, создали Центр языка и эпиграфики майя им. Ю. В. Кнорозова в Мексике. Следом Центр по изучению письменности майя в Гватемале.

- В Гватемале вы ещё и декан гуманитарного факультета в университете?

- Да. Это совершенно продвинутый, инновационный онлайн университет, который создала Игуменья монастыря Матушка Инес Айау – Почетный доктор РГГУ, награждена Орденом Дружбы и Медалью Минобрнауки. Мы в нём ведём курс бакалавриата «История Мезоамерики». Этот университет Сан-Карлоса дал мне звание Почётного доктора. Там же основана ещё и кафедра Юрия Кнорозова. А 30 апреля 2018 года Кнорозову посмертно будет присуждено звание Почетного доктора в этом университете.

- Не так давно вы были избраны членом президентского совета по науке и образованию.

- Да. Я вхожу в комиссию по продвижению российской науки за границей. Это для меня большая честь. Сегодня недостаточно просто заниматься наукой, совершать открытия, надо об этом активно заявлять. Заставить считаться с нами. Тем более что уважать есть за что. К примеру, в Гватемале предел образования – бакалавриат. Бакалавр у них все равно что у нас академик. Они так и обращаются: «Бакалавр Перес…» Это считается круто. Мы всё-таки не Гватемала. А потому обязаны продолжать научную и культурную традицию. Если она прервётся, начинаться придётся с нуля.

Сейчас часто говорят: надо возвращать учёных-соотечественников, которые уехали за границу. Да зачем? Они сделали свой выбор. Надо своим молодым талантам, которых мы вырастили, обеспечить условия для работы, дать достойные зарплаты, а не приглашать иностранных профессоров за огромные деньги. Не рвать научную преемственность. Тем более талантов в России много. И именно такой подход даёт национальной науке большой вес в мире и основание говорить о России, как о стране науке.

www.rsuh.ru




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Октябрь 2018 (18)
Сентябрь 2018 (41)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх