Виталий Рубцов поприветствовал собравшихся и открыл мероприятие вступительной речью: – В данном семинаре мы ставим перед собой проблематику генеза учебно-познавательной деятельности. Сама учебно-познавательная деятельность возникает не во всех формах совместности, а лишь в определенных, особых ее формах. Также следует отметить, что учебная задача отличается от всех остальных задач тем, что в результате ее решения изменяется сам субъект. Мы уже давно изучаем совместность и распределенность, и начинаем понимать, что если мы хотим изменений, то необходимо построить условия, в которых изменится социальная ситуация взаимодействия ребенка и взрослого. Еще Лев Выготский говорил, что развитие психических функций связано с изменением социальной ситуации. Творчество тоже связано с изменением социальной ситуации. Необходимо, чтобы ребенок включался в различные формы общественности и деятельности при помощи процессов коммуникации и рефлексии. Образование – это и есть становление в человеке этой способности включения. И эту способность должна закладывать и развивать в человеке школа.
На обсуждение были вынесены такие темы, как: «Социогенез и продуктивная природа совместного действия», «От содействия – к сотворчеству. Становление новых форм общности в совместной деятельности», «Совместность в игровой, учебной и проектной деятельности», «Школа как развитие форм детско-взрослых общностей и деятельностей».
Владислав Лекторский: – Речь идет о соединении деятельностного подхода и позиции общения. Деятельность – это когда ты меняешь внешнюю ситуацию, а общение – это коммуникация. Это совершенно разные вещи. В деятельности есть действующий субъект, а в общении отношения не такие – там есть взаимопонимание. Деятельность – это творение, создание предмета. А как понять другого человека? Это старая философская проблема, не разрешенная еще со времен Декарта. Эти вещи связаны, и одно без другого невозможно. Совместная деятельность предполагает взаимопонимание. Она должна теоретически осмысливаться. То, что делалось в культурно-исторической психологии, важно как для самой психологии, так и для глубоких философских размышлений. Поэтому я придаю большое значение проблематике совместной деятельности и вижу в ней большой смысл.
Александр Асмолов: – Ситуация, в которой мы все оказались, – это познавательная ситуация развития. Я опишу ее в форме вопроса: «Психология будущего или будущее без психологии?» Это довольно жесткая постановка вопроса, зато правдивая. На данный момент существует риск полной брейнизации науки. И этот риск с каждым днем усиливается. Термин «брейнизация» понятен, он означает погружение в пространство мозга, изучение того, как разные нейронные ансамбли определяют познание. Наше время все чаще характеризуют как время сингулярности. Люди задаются вопросом: когда вымрут все рутинные профессии и зачем тогда будем нужны мы все? И последнее: при общении мы часто не видим и не слышим друг друга. Нужны стратегии накопления понимания.
На семинар зарегистрировалось 90 человек. В нем приняли участие исследователи образования, аспиранты, магистранты, преподаватели, представители образовательных и научно-исследовательских организаций и просто заинтересованная общественность. В частности, среди зарегистрировавшихся: представители Балтийского гуманитарного института Санкт-Петербурга, Российского государственного гуманитарного университета, педагоги-психологи нескольких школ.
Семинар прошел при поддержке журнала «Культурно-историческая психология». «Культурно-историческая психология» – это международное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов, специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания. Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Журнал включен в Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI).
Полная видеоверсия семинара «От совместного действия – к конструированию новых социальных общностей». Источник видео:канал МГППУ в YouTube