Сегодня мы отметили 127-летие моего деда
Николая Андреевича Янишевского, профессора, ученого-гидромелиоратора, родоначальника нашего ДОМА в той его конструкции, которую застал я. «Дом» для меня это – не архитектурное понятие, а синоним фамилии, рода, «хронотопа», где семейные биографии складываются в семейную историю, становящуюся биографичной.
С дедом провел всего-то первые пять лет жизни, в которую он наведывался частыми наездами из Ташкента, где продолжал возглавлять кафедру в своем Институте ирригации и механизации сельского хозяйства (подробнее см. статью о нем в
Википедии).
Повторю ту, что как-то писал. Дед был объектом всесемейного обожания, а я - объектом его обожания. Что, в свою очередь, служило объектом всесемейной иронии. При всем обожании меня моими родителями. Обожание - это не просто незрячая любовь (а бывает иная?). Обожание - это любовь с выколотыми глазами. Потому оно заставляет развивать у себя другие важные чувства и способности. Без которых зрячесть еще не делает человека человеком.
Деда нет больше полвека. А его, наш дом до сих пор дышит обожанием, с которым он его создал.
В этот же день решили отпраздновать еще одно событие –
570-летие фамилии Янишевских.Летоисчисление рода официально ведется с 1448 г. (источник - книга Польских дворянских родов, изданная в Варшаве, из нее же и скан фамильного герба). Чтобы понять, «когда это»: в том году, к примеру, избирается первый русский митрополит Иона Московский, а РПЦ фактически становится автокефальной, автономной, Влад III Цепеш (да-да, именно он, Дракула) свергается с престола Валашского княжества, Ольденбургская династия занимает Датский трон (это такая семья евроначальников немецкого происхождения, которая успела поруководить на разных постах в Британии, Германии, даже в России, думаю, они и сейчас в каких-нибудь палатах заседают), Византия падет через 5 лет, Шекспир родится - через 112. Больше века мои прямые предки не знали этого имени. И вряд ли владели русским языком. Встреть вдруг кого-нибудь сейчас.... а поговорить?
Хотя, будь у меня такой чудесный шанс, я бы встретился и поговорил именно с дедом.
На фото – «наши» Янишевские. Верхний ряд: Николай Андреевич, мой дед, Татьяна Николаевна – его дочь, моя мама. Нижний ряд: Мария Станиславовна (урожд. Рудницкая?), мама Николая Андреевича, моя прабабушка, 14-летняя Софья Павловна (урожд. Филимонова), будущая жена Николая Андреевича со своей мамой Марией Васильевной, соответственно, моя бабушка и прабабушка.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта