Владимир Кудрявцев Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) выступил с предложением изъять из УК «статью об оскорблении верующих» (
подробно). И в этом, конечно, его можно только поддержать. Пояснив, что речь идет об отдельных позициях последней редакции (2013) ст. 148 УК РФ «Нарушение прав граждан на свободу совести и вероисповеданий» в части «противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».
Во-первых, в этой части статья плодит экстремизм и экстремистов в масштабах, несопоставимых с теми, в которых благодаря ее применению это общественное зло удалось укротить.
Во-вторых, понятия «религиозные убеждения и чувства», равно как и ущерб, нанесенный их «оскорблением» не выверены на правовые критерии и испускают туман для толкователя. Да что там правовые – даже языковые. «Оскорбление убеждений» - если кого тут оскорбили, то русский язык. «Правовую норму» устанавливали криворуко и в спешке. Это – «норма» для кухонных разборок. Любая профессиональная экспертиза ее бы и отправила на кухню. Хотя законодательная деятельность давно уже съехала на кухонный уровень.
Но сейчас не об этом, а о главном, о том, что даже самое совершенное право затрагивает лишь краешком.
Нас когда-то учили отстаивать свои убеждения и не бояться их проверки на прочность. Если трещало, прежде всего, анализировали свои представления о том, в чем только что были убеждены... Чаще приходилось корректировать эти представления, но иногда - расставаться и с убеждениями. Коррекционная процедура порой оказывалась болезненней расставаний, поскольку резала «по живому». Мы терпели. И
взрослели. К счастью, у нас были терпеливые мудрые учителя.
Теперь половозрелые граждане паспортного возраста сразу бегут с чувственными защемлениями невесть каких мест заявлять. Зато находят понимание у правосудия.
Вас не удивляет, что почти каждый случай применения «правовой нормы» оборачивается, мягко говоря, курьезом?В позднем СССР перед такими «чувствительными» захлопывали двери в приличные дома и даже в некоторые уважаемые учреждения... Да, экстремистский закон, придуманный в целях самосохранения неполноценности в среде неполноценных. Да, душок этой агрессивной неполноценности витает в общественной атмосфере. Да, на него реагирует государство.
Но если у тебя, великовозрастного, пустое место там, где должны быть ум, честь и совесть, твое собственное место - за чертой общества. Все-таки, в целом, здорового, хотя усталого и изрядно потрепанного.
Пора перестать носиться с заявлениями или, хуже того, доносами относительно оскорбления смутных чувств, которые проще всего объявить религиозными, и приходить в чувства. Во взрослые чувства.
И два слова в адрес верующих. Один батюшка разумно заметил: «Бога оскорбить нельзя». Почти по-буддистски, хотя батюшка вполне православный. Просто на этом зиждется любая вера. Будьте совершенны…
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта