Художник Пино Даени. Факт участия взрослого человека, точнее – соучастия, в этом процессе развития ребенка очевиден и общепризнан. Русский философ П.А. Флоренский называл культуру «средой, растящей и питающей личность». И ребенок осваивает культуру именно как среду своего собственного личностного роста. Осваивает в сотрудничестве со взрослым, который ее создает.
Уже младенец относится к близкому взрослому (прежде всего - к матери) совсем не как к элементу внешней среды. Ведь взрослый - это органичное продолжение, по выражению философа Ф.Т Михайлова, «естественный орган жизнедеятельности» ребенка, который многократно усиливает его наличные возможности. В жизни ребенка он может выполнять различные функции – действующих «рук» и «ног», проницающего «глаза», мыслящей «головы» и даже переживающего «сердца», осуществление которых ребенку, самому по себе, пока еще не по силам.
Американские исследователи Д. Брунер и Б. Козловская обнаружили, что младенцы двухмесячного возраста уже умеют оценивать величину и удаленность предмета. Критерием сформированности этих умений служила тенденция к схватыванию: ребенок тянулся к предмету не рукой, а всем телом. Но у двухмесячных малышей еще нет хватательных движений, не могут они и самостоятельно передвигаться в пространстве. А ведь, казалось бы, собственный опыт двигательного освоения пространства только и может гарантировать развитие у ребенка столь сложных зрительных умений и сенсомоторных координаций (координаций чувства и движения). Однако тогда возникает вопрос: не являются ли пространственные отношения данными ребенку еще до всякого опыта, врожденными (такое мнение в свое время высказывал великий немецкий мыслитель И. Кант)? Анализируя результаты исследования Брунера и Козловской, Д.Б.Эльконин пришел к выводу, что ребенок уже в первые месяцы жизни действительно начинает познавать мир, правда, воссоздавая его картину не своими руками, а руками и ногами взрослого человека.
Правоту парадоксального вывода ученого подтверждают известные факты. Например, женщины из африканских племен работают в поле, накрепко привязывая своих младенцев к спине. Достаточно сложные рабочие движения женщины благодаря тесному тактильному контакту как бы резонансом отзываются в активных состояниях пока еще беспомощного тела малыша. Следствие: раннее и интенсивное развитие у детей различных форм моторики. Впрочем, уже в ходе пеленания мама руками придает телу новорожденного определенную конфигурацию, «вписывая» пока еще не упорядоченные и хаотичные движения его ручек, ножек, головки в контур своих целесообразных и осмысленных действий. Однако так ребенок первоначально знакомится с геометрией внешнего мира, причем знакомится в категориях человеческого мировосприятия.
Образ взрослого, писал в своих научных дневниках Д.Б. Эльконин, это – не образ другого человека, пусть самого близкого и значимого, а образ перспективы самого ребенка, которая, конечно же, будет корректироваться, а порой и существенно меняться на протяжении его жизни.
Но образ взрослого и взрослости как «альтер эго» ребенка – это то, что определяет особенности построения образа мира (включая сюда образ самого себя) на всех этапах детства. Отвлекаясь от него, мы не сможем подойти к решению практически любой конкретной проблемы развития, воспитания и обучения ребенка.
Но если это так, можно ли говорить о личностном росте ребенка при неизменном «состоянии» личности взрослого, который является органом его жизни?
Ребенок и взрослый в образовательном процессе не только связаны узами сотрудничества, но и «обручены» единым устремлением личностного роста, источники и инструменты которого представлены в культуре.
Это относится не только к диаде «ребенок – взрослый», но и к развивающемуся детско-взрослому сообществу в целом. Тем более – в современно мире.
Эту тематику предполагается обсудить на круглом столе «
Развивающие детско-взрослые общности: природа, феноменология, практическая поддержка», который пройдет рамках
XIX Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Метод Л.С. Выготского в современных социальных практиках» 15 ноября 2018 г. в МГПУ по адресу:
Ходынский бульвар, дом 21А (ауд. 301А). Время проведения:
11.45 – 14.45.Будем рады вашему участию!
Руководители круглого стола -В.Т. Кудрявцев,
Г.К. Уразалиева
На развитие сайта