Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев и Гульшат Уразалиева проведут круглый стол «Развивающие детско-взрослые общности: природа, феноменология, практическая поддержка» в рамках XIX Международных Чтений памяти Л.С. Выготского

  • Закладки: 
  • Просмотров: 715
  •  
    • 0

Художник Пино Даени.

Факт участия взрослого человека, точнее – соучастия, в этом процессе развития ребенка очевиден и общепризнан. Русский философ П.А. Флоренский называл культуру «средой, растящей и питающей личность». И ребенок осваивает культуру именно как среду своего собственного личностного роста. Осваивает в сотрудничестве со взрослым, который ее создает.

Уже младенец относится к близкому взрослому (прежде всего - к матери) совсем не как к элементу внешней среды. Ведь взрослый - это органичное продолжение, по выражению философа Ф.Т Михайлова, «естественный орган жизнедеятельности» ребенка, который многократно усиливает его наличные возможности. В жизни ребенка он может выполнять различные функции – действующих «рук» и «ног», проницающего «глаза», мыслящей «головы» и даже переживающего «сердца», осуществление которых ребенку, самому по себе, пока еще не по силам.

Американские исследователи Д. Брунер и Б. Козловская обнаружили, что младенцы двухмесячного возраста уже умеют оценивать величину и удаленность предмета. Критерием сформированности этих умений служила тенденция к схватыванию: ребенок тянулся к предмету не рукой, а всем телом. Но у двухмесячных малышей еще нет хватательных движений, не могут они и самостоятельно передвигаться в пространстве. А ведь, казалось бы, собственный опыт двигательного освоения пространства только и может гарантировать развитие у ребенка столь сложных зрительных умений и сенсомоторных координаций (координаций чувства и движения). Однако тогда возникает вопрос: не являются ли пространственные отношения данными ребенку еще до всякого опыта, врожденными (такое мнение в свое время высказывал великий немецкий мыслитель И. Кант)? Анализируя результаты исследования Брунера и Козловской, Д.Б.Эльконин пришел к выводу, что ребенок уже в первые месяцы жизни действительно начинает познавать мир, правда, воссоздавая его картину не своими руками, а руками и ногами взрослого человека.

Правоту парадоксального вывода ученого подтверждают известные факты. Например, женщины из африканских племен работают в поле, накрепко привязывая своих младенцев к спине. Достаточно сложные рабочие движения женщины благодаря тесному тактильному контакту как бы резонансом отзываются в активных состояниях пока еще беспомощного тела малыша. Следствие: раннее и интенсивное развитие у детей различных форм моторики. Впрочем, уже в ходе пеленания мама руками придает телу новорожденного определенную конфигурацию, «вписывая» пока еще не упорядоченные и хаотичные движения его ручек, ножек, головки в контур своих целесообразных и осмысленных действий. Однако так ребенок первоначально знакомится с геометрией внешнего мира, причем знакомится в категориях человеческого мировосприятия.

Образ взрослого, писал в своих научных дневниках Д.Б. Эльконин, это – не образ другого человека, пусть самого близкого и значимого, а образ перспективы самого ребенка, которая, конечно же, будет корректироваться, а порой и существенно меняться на протяжении его жизни.

Но образ взрослого и взрослости как «альтер эго» ребенка – это то, что определяет особенности построения образа мира (включая сюда образ самого себя) на всех этапах детства. Отвлекаясь от него, мы не сможем подойти к решению практически любой конкретной проблемы развития, воспитания и обучения ребенка.

Но если это так, можно ли говорить о личностном росте ребенка при неизменном «состоянии» личности взрослого, который является органом его жизни?

Ребенок и взрослый в образовательном процессе не только связаны узами сотрудничества, но и «обручены» единым устремлением личностного роста, источники и инструменты которого представлены в культуре.

Это относится не только к диаде «ребенок – взрослый», но и к развивающемуся детско-взрослому сообществу в целом. Тем более – в современно мире.

Эту тематику предполагается обсудить на круглом столе «Развивающие детско-взрослые общности: природа, феноменология, практическая поддержка», который пройдет рамках XIX Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Метод Л.С. Выготского в современных социальных практиках» 15 ноября 2018 г. в МГПУ по адресу: Ходынский бульвар, дом 21А (ауд. 301А). Время проведения: 11.45 – 14.45.

Будем рады вашему участию!

Руководители круглого стола -
В.Т. Кудрявцев,
Г.К. Уразалиева




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Статья Александра Асмолова и Владимира Кудрявцева "Лев Выготский: зона вариативного развития" в журнале "Образовательная политика"
12-07-2017
Статья Александра Асмолова и Владимира Кудрявцева

Есть Выготский и Выготский. Выготский, который по-прежнему живет в своих текстах и их вдумчивых читателях, и Выготский «из
Растем вместе с детьми в новом "Обруче"
28-05-2014
Растем вместе с детьми в новом "Обруче"

Новый номер журнала
Программа семинара В.Т.Кудрявцева «Развивающее дошкольное образование: принципы и психолого-педагогическое сопровождение» (Запорожье, 15-17 мая 2006 г.)
14-05-2006
Программа семинара В.Т.Кудрявцева «Развивающее

  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (11)
Сентябрь 2024 (31)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх