Два текста Александра Асмолова из газеты "Вести образования"Черная пятница Российского образования
Александр Асмолов направил обращение Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову. Публикуем текст полностью.7 декабря 2018 имеет шанс войти в историю России как чёрная пятница российского образования.
На«научно»-методическом Совете Министерства просвещения было принято решение о сокращении федерального перечня учебников на 30%.
Это решение по существу означает ущемление прав учащихся на получение качественного образования . Оно также приводит к резкому уменьшению возможностей выбора учителями школьных учебников.
Подобное решение является с экспертной точки зрения как по сути, так и по процедуре его принятия полностью неадекватным по следующим основаниям:
данное решение приведёт к монополизации издательств на рынке учебной литературы, а не к повышению качества образования; тем самым очевидно, что осознанные или неосознанные мотивы принятия решения о сокращении перечня учебников продиктованы конкуренцией издательств на рынке учебной литературы, а не заботой государства о качестве образования;
министерством просвещения вопрос о качестве образования в самой своей основе подменён формальным вопросом о количестве школьных учебников/ всегда ли количество переходит в качество?
на Научно- методическом Совете было проигнорировано консолидированное предложение РАН и РАО перенести принятие решения об утверждении федерального перечня учебников и о необходимости совершения экспертизы учебников по формальным процедурным причинам.
В связи с тем, что действия министерства просвещения по своим последствиям приведут к ущемлению прав учащихся на получение качественного образования, уменьшению возможностей выбора учителями школьных учебников, резкому расхождению с трендом индивидуализации образования в цифровом обществе, монополизации на рынке учебной литературы считаю необходимым обратиться с предложением об отмене данного решения к Президенту Российской Федерации.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества правам человека, академик РАО,
заведующий кафедрой психологии личности МГУ,Александр Асмолов
Александр Асмолов: «Подниму тему учебников на встрече с президентом»
Несмотря на позицию вице-президента РАН Алексея Хохлова, Министерством было жёстко принято решение сократить 30% учебников. При этом оно ссылается на то, что за подобным решением стоит экспертиза Российской Академии образования.А теперь факты.
Факты состоят в том, что ни одного представителя РАО – ни президента, ни вице-президента, ни уполномоченных представителей - по решению этих вопросов на заседании Совета не было.
На вопрос: сколько академиков РАО участвовало в экспертизе учебников, прозвучал ответ, как об этом говорят проверенные источники, что было один-два академика и три члена-корреспондента РАО. Эта информация должна быть, безусловно, уточнена. Но главный факт заключается в том, что в принятии сегодняшнего решения ни экспертное сообщество РАО, ни экспертные сообщество РАН участия не принимали.
Когда именем РАО, как профессиональным сообществом прикрываются, это в высшей степени парадоксальная ситуация.
И поэтому возникают вопросы: к чему была эта спешка, без изменения процедуры экспертизы учебников? Почему на основе некачественной экспертизы дополнительного характера, поспешили отбросить 30 % учебников?
Возникает ощущение, что за подобным решением проступают мотивы, далёкие от обеспечения качества образования. Они лежат в какой-то совершенно другой плоскости. Что это за плоскость, не будем сейчас обсуждать.
Скажу лишь, что на кону вопрос о десятках миллиардов рублей, которые стоят за индустрией учебников.Встаёт вопрос: какие задачи в своих решениях решает Министерство просвещения России?
По какому пути оно идёт, если в позапрошлом году Президент страны создал специальные решения, предполагающие, что любая спешка, касающаяся содержания образования без всякого участия в нём профессиональных сообществ недопустима! В этом году в майском указе было сказано, что мы должны войти в лидирующие страны мира в области общего образования. Что же побуждает Министерство принимать решения, которые приводят к резкому ухудшению и понижению качества содержания образования в нашей стране, вместо того, чтобы войти в эти страны?
Замечу, что в течение последних двух лет все эксперты, которые хоть в какой-то мере были не согласны с позицией Минобразования и науки, были выведены из Совета министерства по стандарту также, как и из Научно-методического совета по учебникам. Это делалось для того, чтобы не осталось ни одного, кто так или иначе не поддерживал бы жёсткую линию Министерства на полную ликвидацию вариативности выбора учащихся в России.
11 декабря состоится встреча Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с В.В. Путиным. Думаю, что это как раз то место, где вполне правомерно поставить вопрос о том, почему в Минпросе принимаются решения, идущие в разрез с политикой президента РФ; решения, в которых президент, во-первых, предупреждает об опасности спешки в подобных решениях; говорит о повышении роли профессиональных сообществ и грамотной экспертизы, а также ставит такие амбициозные цели, как вхождение России в лидирующие страны мира в области школьного образования. Я, безусловно, подниму эти вопросы, если у меня будет возможность. Также я их подниму на пресс-конференции в «России сегодня», посвящённой проблемам учебного книгоиздания.
Справочно:
1370 – 37% = 863 + учебник Л. Петерсон
Научно-методический совет по учебникам Минпросвещения сократил федеральный перечень учебников в России на 37% - из 1370 наименований в нем осталось 863 сообщает INTERFAX.RU со ссылкой на сообщение пресс-службы Минпросвещения, поступившем в "Интерфакс" в пятницу.
"В перечень также вернулись учебники, которые ранее неоднократно просили вернуть педагоги и родители, получив соответствующие положительные экспертизы. Среди них учебник по математике для младших классов Л.Г.Петерсон", - отметили в пресс-службе Минпросвещения РФ.
На развитие сайта