В.Н.Волошинов "Фрейдизм" "Маска, я тебя знаю!" -
М.М.Бахтин, и не предположительно, а положительно. Почти...
Прекрасный, и поныне один из лучших,
разборов Фрейда. Контуры будущей бахтинской концепции диалогизма уже обозначены - их трудно не разглядеть. Не исключено, что анализ Фрейда отчасти мотивировал автора к ее созданию. Но еще больше - диалог в "кругу Бахтина" (т. наз. "невельская школа"), куда входил и
В.Н.Волошинов, исследователь литературы и музыки. Использование его имени в качестве псевдонима явилось поэтому символичным, а не "маскарадным" (в рамках дискуссии на тему появилось такое выражение - "маски Бахтина").
Версия о том, что Волошинов одолжил свое имя для прикрытия опальному Бахтину не очень убедительна. Бахтина арестовали в 1928 г., а "Фрейдизм" вышел годом раньше. Даже во время отбывания костанайской ссылки в 1929 г. под его собственным именем публикуется книга "Проблемы творчества Достоевского", считающаяся первой монографией М.М.Бахтина. Бахтина отлучили от печатного слова лишь в 30 гг.- на 30 с лишним лет. За это время он, правда, успел защитить в Москве кандидатскую диссертацию по Рабле. Мы не всегда задумываемся над тем, что М.М.Бахтин - очень близкий наш современник: он умер в 1975 г., не дожив всего нескольких лет до собственного "бума", который очень скоро перерос в устойчивую популярность. Впору призвать не упоминать всуе...
М.М.Бахтин и В.Н.Волошинов. Ротапринтную копию книги мне дал В.В.Давыдов, когда я учился у него в аспирантуре. Увлечение Бахтиным к этому времени проникло в психологию, где его пытались "повенчать" с Выготским. "Вроде, Бахтин, но история непонятная", - сказал он тогда. Я "съел" книгу часа за 3, а потом еще несколько дней делал из нее выписки. А заодно "допереваривал съеденное". К тому времени я уже прочитал книгу Бахтина о средневековом карнавале и еще две - о Достоевском. Сомнений об авторстве не возникало, как и не возникло до сей поры. Более того, если учесть сказанное о наброске концепции диалогизма, то в ином случае придется допустить, что Бахтин работал по эскизам Волошинова.
Впрочем, Бахтина и Волошина связывало не только академическое общение, но и дружба. Нельзя полностью исключать и варианта соавторства. Как и в ситуации с другой книгой, подписанной В.Н.Волошиным, но с не меньшими основаниями "приписываемой" М.М.Бахтину - "Марксизм и философия языка". Ее опубликовали в роковом для Бахтина 1928 г.
Кофейной гущи хватит на многие тайны, которыми овеяны его жизнь и творчество.
В.К.
На развитие сайта