Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Стандарт абсолютного зла

  • Закладки: 
  • Просмотров: 136
  •  
    • 0

Александр Асмолов

Скованные одной цепью: школьные стандарты, социальное равнодушие и детский суицид


Жанр моего послания – особый. Оно представляет собой обращение ко всем, кто ещё не оглох от равнодушия к детям и не разучился слушать и слышать иноходь поколений.

Оно адресовано тем, кто понимает неочевидную человеческую истину: страна гибнет тогда, когда мы становимся неинтересны своим собственным детям.

Начну с того, что на днях один из коллег бросил мне ироничную фразу: «Ну что это вы с Ямбургом так волнуетесь из-за каких-то там “Фигосов”? Подумаешь, ещё какая-то толстая инструкция непрофессиональных чиновников. Кого всё это колышет?» И действительно, кого из взрослых людей, весьма далёких от ритуальных танцев Минпроса, тревожит очередная фантасмагория со спринтом вокруг введения школьных стандартов, которые чиновники Минпроса поклялись во что бы то ни стало «вышить» к декабрю 2019 года?

Выступления с критикой этих стандартов совпали с переживанием трагедии преждевременного ухода из жизни Михаила Щетинина, нестандартная школа которого стала «красной тряпкой» для чиновников разных мастей.

Подобные выступления Шалвы Амонашвили, Евгения Ямбурга, Анатолия Цирюльникова, Александра Адамского, Александра Асмолова и Натальи Солженицыной воспринимаются чиновниками как назойливые истерики ветеранов движения. Именно так поименовал нас недавно один из высокопоставленных чиновников Министерства просвещения.

Может, и правда нам всем стоит замолчать, как уже замолчали Щетинина, и в упор не видеть того, что вытворяют с образованием опрокидывающие его во мглу с осени 2016-го идолопоклонники палочной педагогики? Ведь у нас такой надежный опыт молчания − учителей, родителей, семей, − которому можно только позавидовать. Этот травматичный опыт настоян на въевшихся в самые глубины сознания страхах, репрессиях и благостном конформизме. Напомню, диагноз истоков подобного молчания и равнодушия поставлен еще Александром Галичем:

«Мы давно называемся взрослыми

И не платим мальчишеству дань.

И за кладом на сказочном острове

Не стремимся мы в дальнюю даль.


[…]

И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности спрятав глаза,

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за.

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду...

А молчальники вышли в начальники.

Потому что молчание − золото.


[…]

Вот как просто попасть − в палачи:

Промолчи, промолчи, промолчи…»


Промолчим, дорогие мои учителя и педагоги, собратья по профессиональному цеху.

Промолчим, члены Совета по правам человека − борцы с бесправием, защитники общества равных жизненных шансов и самовоплощения человека.

Промолчим – ведь школа так далека от народа, в том числе и от политиков и депутатов. И кому из них дело до каких-то там школьных стандартов, до ситуации поголовного контроля детей и учителей, которая превращается Минпросом в норму обыденной жизни. Да и кого волнует то, что перманентное ожидание «К нам едет ревизор» вновь становится повседневным страхом учительского сознания. Наши учителя уже постоянно ждут, что к ним придут и скажут: «Я тебя бить не буду. Я тебя просто не аттестую и не отлицензирую». И поспешат дать нашим учителям фельдфебелей − в Вольтеры.

А если кто-то осмелится нарушить обет раболепного молчания, сказав всему миру, как в своё время Эмиль Золя и Владимир Короленко бросили обществу: «Я обвиняю», то их поименуют истериками или облачат в одеяния безумца, как Петра Чаадаева.

Давайте, давайте же действительно будем благоразумны и помолчим. И тогда ещё обзаведемся спасительной слепотой к очевидным рискам и трагичным последствиям столь далеких от нас школьных стандартов. Помолчим и перестанем замечать, что с введением новых ФГОСов в действие будет запущена взрывная реакция, трагическая цепь событий. Вот звенья этой драматичной цепи: Перегруженное и неинтересное для детей безликое содержание образования → Мозаичная клиповая картина мира → Изнасилованное сиюминутным репрессивным контролем сознание учителей → Всеобщая демотивация и обезличивание → Поголовная потеря интереса к образованию у детей и учителей → Посерение и ликвидация любого выбора, любого разнообразия, любой вариативности в школе → Распад и без того зыбкой связи поколений – учителей, родителей и детей → Уход детей из школ в социальные сети → Рост тревожности, агрессии, буллинга, жестокости, травли учителей, детей и родителей → Всплеск детских и подростковых суицидов.


Особо подчеркну то, что в этой цепи являет собой абсолютное зло.

Абсолютное зло – это безальтернативность существования, тотальная блокировка в самом зародыше самой возможности выбора.
И именно уничтожение вариативности, права на выбор, ликвидация ценностной установки на персонализацию (на развитие личности) помещает подготовленный Минпросом школьный стандарт в пространство абсолютного зла.

Как бы я хотел ошибиться и в своём прогнозе роста детских суицидов! Уж и не знаю с чего начинается Родина, но точно знаю, что и Родина, и Жизнь умерщвляются равнодушием, потерей интереса к школе и к жизни.


Самая тяжелая трагедия грозит обществу тогда, когда мы с вами становимся неинтересными и банальными для наших собственных детей и внуков; неинтересными со всеми нашими политическими и экономическими страстями и разборками. И именно это может привести к разрыву связи времен и в конечном счете обернуться в буквальном смысле гибелью цивилизации.

«О чём это вы?» − спросят меня. И почему и Шалва Амонашвлили, и Евгений Ямбург, и Наталья Солженицына не спешат записаться в молчальники? И с какой это стати вы связываете несвязуемое – школьные ФГОСы и всплески подростковых суицидов?

Повторюсь: я бы очень и очень хотел ошибиться в своем прогнозе. Но промолчите. Закутайтесь в равнодушие. И тогда вы скоро сами убедитесь в правоте провидения Александра Галича:

«Вот как просто попасть – в палачи:

Промолчи, промолчи, промолчи…»




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Александр Асмолов о том, почему новый ФГОС угрожает нацбезопасности
21-11-2019
Александр Асмолов о том, почему новый ФГОС

Новый ФГОС представляет собой ядерную бомбу для взрыва мостов между поколениями! С его помощью Минпросвет, как гильотиной,
Владимир Кудрявцев. «Инициатива минпроса – это издевка над памятью выдающегося изобретателя»
08-11-2019
Владимир Кудрявцев. «Инициатива минпроса – это

Ежегодно от пуль АК погибает четверть миллиона человек – российские дети должны испытывать за это гордость?
Андрей Фурсенко: Новые образовательные стандарты будут приняты до конца года
05-06-2010
Андрей Фурсенко: Новые образовательные стандарты

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2019 (11)
Ноябрь 2019 (59)
Октябрь 2019 (67)
Сентябрь 2019 (42)
Август 2019 (43)
Июль 2019 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх