Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

У погоды нет плохого торга

  • Закладки: 
  • Просмотров: 685
  •  
    • 0

Осень этого года напоминает прошлогоднюю – такая же теплая и сухая, отвлекающая от покупок, особенно, сезонных. А в кармане российского покупателя больше пустоты, в которой гуляет прохладный ветер, чем год назад. Если иметь в виду спад покупательной способности, в сравнении с параметрами годовой давности. Но массового обрушения рынка не наблюдается. Никто не отменял «Черной Пятницы», которая начнется завтра и продлится до 3 декабря во всем мире, не обойдя Россию. Как и последующих предновогодних распродаж – самых разных цветов. На распродаже покупатель включает «ребенка», который требует «Купи!», не всегда считаясь с возможностями родителей – в своем же лице. А родители часто «идут на поводу» - на этом держатся распродажи, превращающиеся в игру, где покупатель «сам обманываться рад». Мотив игры весомее мотива экономии, которая является лишь показателем успешности игры.

В игре существует запрет на вопрос «А оно тебе нужно?». Игра-распродажа, за некоторыми исключениями, простите за каламбур, не исключение. В этом смысле, покупка на распродаже – прекрасный новогодний подарок известного типа.

Публикуем прошлогодний материал «Российской газеты», посвященный этой теме.

Сайт В.К.

У погоды нет плохого торга


Какие ловушки готовят новогодние скидки

Текст: Артем Лощихин
Российская газета - Федеральный выпуск № 258(7721)


Теплая осень "ограбила" торговые центры и обещает лишить людей долгожданных предновогодних скидок. К такому заключению пришли социологи Фонда "Общественное мнение" и исследовательской компании Watcom Group.

Так, за сентябрь и октябрь посещаемость торговых центров в Москве снизилась на 15,2 процента, в других городах на 18-19 процентов. В итоге ТЦ недополучили прибыли 27,5 процента в столице и до 33 процентов по стране. Самую злую шутку погода сыграла с продажей одежды. Осенью торговые марки привыкли к росту спроса на теплые вещи, а в этом году, по данным ФОМ, спрос на меха снизился на 40 процентов, на демисезонные пальто и куртки - на 20, а на зимнюю одежду и вовсе почти нет спроса.

С ноябрьских праздников должны были начаться сезонные распродажи, однако касса осени не сделана, и магазины вынуждены и новые коллекции продавать, и о скидках помнить. Но коль развести по времени цены на пике спроса с периодом скидок не удалось, "разводить", как прогнозируют социологи, будут покупателя.

По данным опросов, покупатели игры в скидки делят на несколько видов. Первый - "скидка до 70 процентов", хотя на ценниках снижение цены будет лишь 20-30 процентов. Это означает, что психологический расчет зазывал сработал. Второй - "скидка пополам". Но в зале выясняется, что она распространяется только на неходовой - большой или очень маленький - размер, а раскупаемый стоит даже чуть дороже, чем раньше. Третий - "зачеркнутая цена", когда перечеркивается намеренно завышенный ценник, а новый, тоже завышенный, преподносится как "скидка". И наконец, хит сезона - 1+1=3 (третий товар бесплатно). Третьим часто оказывается то, что никому не нужно.

Теплая осень "ограбила" торговые центры и обещает лишить людей долгожданных предновогодних скидок. К такому заключению пришли социологи Фонда "Общественное мнение" и исследовательской компании Watcom Group.

Так, за сентябрь и октябрь посещаемость торговых центров в Москве снизилась на 15,2 процента, в других городах на 18-19 процентов. В итоге ТЦ недополучили прибыли 27,5 процента в столице и до 33 процентов по стране. Самую злую шутку погода сыграла с продажей одежды. Осенью торговые марки привыкли к росту спроса на теплые вещи, а в этом году, по данным ФОМ, спрос на меха снизился на 40 процентов, на демисезонные пальто и куртки - на 20, а на зимнюю одежду и вовсе почти нет спроса.

С ноябрьских праздников должны были начаться сезонные распродажи, однако касса осени не сделана, и магазины вынуждены и новые коллекции продавать, и о скидках помнить. Но коль развести по времени цены на пике спроса с периодом скидок не удалось, "разводить", как прогнозируют социологи, будут покупателя.

По данным опросов, покупатели игры в скидки делят на несколько видов. Первый - "скидка до 70 процентов", хотя на ценниках снижение цены будет лишь 20-30 процентов. Это означает, что психологический расчет зазывал сработал. Второй - "скидка пополам". Но в зале выясняется, что она распространяется только на неходовой - большой или очень маленький - размер, а раскупаемый стоит даже чуть дороже, чем раньше. Третий - "зачеркнутая цена", когда перечеркивается намеренно завышенный ценник, а новый, тоже завышенный, преподносится как "скидка". И наконец, хит сезона - 1+1=3 (третий товар бесплатно). Третьим часто оказывается то, что никому не нужно.

При этом покупатели свое отношение к скидкам делят на четыре категории - это "почти халява" (21 процент), "все это игры от лукавого" (46 процентов), затруднились с ответом - 18 процентов и "скидка уценке рознь", когда покупатель признает право торговца на прибыль, но не упускают своей выгоды, - лишь 15 процентов.

- Эти цифры - зеркальное отражение потребительского зуда - малоизученного психологического состояния, похожего на реакцию ребенка, который тянется за яркой игрушкой, - считает профессор МГППУ и РГГУ Владимир Кудрявцев. - И дело не в маркетологических уловках - "хитрое" освещение, запахи, бесплатные дегустации и прочее, дело в нас. В магазинах мы часто превращаемся в малых детей, которые включают "здесь и сейчас" - биологический инстинкт накопления. Это инстинкт животных на охоте, когда они делают запасы пищи. Рудименты этой психологии дремлют в каждом и просыпаются на распродажах.

Потребительский зуд - состояние, похожее на реакцию ребенка, который тянется за яркой игрушкой


Как считает Кудрявцев, они неистребимы, но регулируемы. Женщинам, которые находят в шопинге эмоциональную разрядку и отдых, он их рекомендует, но предлагает не превращать поход по магазинам в медитацию, а медитировать все же с книгой, у экрана, в театре или за любимым делом.

Со скидками и распродажами лучше говорить языком выгоды - не торопиться с отплатой товара, даже если у него "грандиозная" скидка. Действенный способ - откладывать покупку "на потом". Чем дороже товар, тем длиннее пауза для осмысления целесообразности покупки.

Третий способ "от противного". В корзину, наоборот, можно класть все, что хочется, но не идти к кассе, а думать и... мечтать, пока пройдет "приступ жадности". А он пройдет, как теплая осень и два феноменальных "бабьих лета"-2018.

Источник

Комментарий после комментария:
"Потребительский зуд" как "биологический инстинкт накопления" - это издержки газетного изложения. А я говорил о "включении" на распродаже импульсивного "детского сценария" поведения как компенсации дефицита необыденных впечатлений. Ради компенсации этого дефицита люди испокон веков тратили на базарах времени куда больше, чем требовало то, за чем пришли. А походы на ярмарки? Правда, и на рынках, и на ярмарках необыденные впечатления были связаны с событиями общения, чего лишен современный шопинг, если он сам не является поводом для общения участников. В мире, где каждый день царит какой-нибудь праздник, повседневность поглотила событийность, дефицит необыденного испытывают не только взрослые, но и сами дети. Хотя взамен приобретают очередную порцию обыденных впечатлений. Как только спадает потребительский азарт, на котором зиждется распродажа, люди ощущают разочарованность, прямо пропорциональную исходным ожиданиям. Это - типичная разновидность бессубъектного экономического поведения, которое мы описали с Гульшат Уразалиевой еще в начале 2000-х гг. В данном случае ритуально-игрового.

Кстати, прежде чем предаться потребительскому азарту на распродаже, желательно ознакомиться с трейд-маркетологическими механизмами и уловками формирования предложений со скидками.


Владимир Кудрявцев




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
"Эконобель" - за правила игры в олигополию
14-10-2014
"Эконобель" - за правила игры в олигополию

В этом году с «эконобелевской» вершины впервые за несколько лет удалось вытеснить американцев. Нобелиатом по экономике стал
Дворовые игры
11-04-2014
Дворовые игры

Резолюция VIII Международных Чтений памяти Л.С.Выготского «Игра в неклассической психологии»
22-11-2007
Резолюция VIII Международных Чтений памяти

  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (14)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх