Новый стандарт образования школьников стал катастрофой
"Я обратился к президенту с просьбой его остановить"Можно не сомневаться: принятие стандартов школьного образования — ФГОС, подготовленных Министерством просвещения, влечет за собой серьезнейшие риски как для наших школьников, так и для системы общего образования в целом.
Главные из них —
нарушение одного из важнейших прав детей в гражданском обществе — права на качественное образование, а также невозможность социализации подрастающих поколений в современном мире. А в итоге — невыполнение решений президента о вхождении России в первые десять стран мира в сфере школьного образования и ослабление конкурентоспособности и безопасности нашей страны.Сразу же подчеркну: аналогичные опасения разделяют многие специалисты в области образования. О них, в частности, говорилось и в официальной экспертизе ФГОС, проведенной Российской академией образования и направленной в Минпросвещения. Однако как эта, так и другие независимые экспертизы ФГОС были проигнорированы министерством, и стандарт был принят. Единственное, что оставалось, чтобы избежать надвигающейся катастрофы, — апеллировать к президенту страны. И я направил в Кремль письмо
«О рисках для детей, учителей и страны принятия стандартов некачественного образования».
Прежде всего, мне представлялось крайне важным обратить внимание главы государства на то, что поспешное принятие проекта нового стандарта школьного образования, подготовленного министерством, неминуемо приведет к
стагнации системы школьного образования. Кроме того, президент страны должен знать, что министерский проект вызвал целый ряд критических замечаний и предложений.
Так, с заявлением о необходимости кардинальной переработки данного проекта ФГОС выступила Российская академия образования. Дополнительная аргументированная критика содержалась в аналитической записке руководителя образовательного центра «Сириус» Елены Шмелевой. Конструктивные предложения, свидетельствующие о настоятельной необходимости переработки данного проекта ФГОС, звучали в выступлениях Натальи Солженицыной, заслуженного учителя России Евгения Ямбурга и многих других представителей педагогического сообщества. Но все напрасно!
Минпросвещения, невзирая на все эти критические замечания, без каких-либо системных изменений издало приказ об утверждении нового школьного стандарта. А это с высокой вероятностью повлечет за собой следующие социальные и гуманитарные риски для всей системы школьного образования страны:
— риск падения уровня мотивации детей и подростков к обучению в школе;
— риск ослабления физического и психологического здоровья школьников в результате еще большей перегрузки в школе и дома, механического зазубривания содержания слабосвязанных между собой школьных предметов;
— риск снижения работоспособности учителей и ослабления их внимания к индивидуальным интересам детей из-за возрастания различных форм контроля и отчетности;
— риск нарастания деструктивных социальных установок детей и подростков в связи с потерей интереса к школьной жизни, которая проявится в расширении масштаба различных форм буллинга и суицидального поведения;
— риск снижения шансов школьного образования нашей страны занять достойное место среди стран, лидирующих в сфере общего образования.
Впрочем, все эти и другие негативные последствия, возникающие из-за неоправданной спешки Минпросвещения по введению школьного стандарта и приводящие к ущемлению прав школьников на получение качественного образования, пока еще представляется возможным избежать. И с этой целью в своем письме я обратился к президенту с просьбой рассмотреть возможность принятия следующих решений:
Первое. Приостановить принятие Министерством просвещения решения о введении стандарта школьного образования с 1 января 2020 года во избежание негативных последствий, которые повлечет за собой вступление в действие данного проекта ФГОС.
Второе. Создать вневедомственную Комиссию по переработке содержания ФГОС школьного образования.
Третье. Поручить вневедомственной комиссии:
— подготовить проект переработанного стандарта школьного образования с учетом достижений современной науки и научно-технического прогресса, а также высказанных замечаний и предложений;
— к 1 июля 2020 года подготовить предложения по введению обновленного стандарта школьного образования.
Одновременно вопрос о новых школьных стандартах обсуждался и на
встрече с президентом членов Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) 10 декабря. И озабоченность образовательного сообщества складывающейся ситуацией нашла поддержку главы государства!
— Сейчас возникает очень сложная ситуация, когда принимаются школьные стандарты, — обратился я к Владимиру Путину. — Принятие этих стандартов, после которых школа станет еще более сложной и неинтересной для детей, стандартов, где за школьными предметами не видят личности, — очень большой риск для России. Поэтому у меня огромная просьба. Неоднократно коллеги и из «Сириуса», и из Российской академии образования давали экспертизу, что эти стандарты должны быть доработаны. Вместе с тем Министерство просвещения спешит и готово их уже издать со всеми рисками и принять своим приказом в декабре этого года. На днях, когда вы выступали в Париже, вы говорили, что в сложных ситуациях надо сесть за стол переговоров и обсудить. Вот я и предлагаю сделать комиссию с теми экспертами, которые говорят о серьезных рисках этих стандартов для России, которая бы в короткий срок обсудила подобного рода ситуацию!
В самом деле, если разобраться, то наши дети очень изменились! Сегодня каждый ребенок, даже дошкольники, обладает эффектом Юлия Цезаря — он может решать одновременно несколько задач. А давать им образование, которое полностью ригидное и повернутое в прошлое, было бы очень большой и серьезной ошибкой!
Есть и другой примечательный факт. Недавно проводились исследования образовательной базы наиболее успешных менеджеров ведущих топ-компаний. И вот что выяснилось: это были топ-менеджеры, которые в 13–15 лет больше всего читали фантастику: Жюля Верна, Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, Ивана Ефремова и других фантастов. Иными словами, сегодняшние дети, чтобы школа была для них интересна с их многозадачностью, нуждаются в других, более серьезных программах образования!
Отсюда наша огромная просьба к президенту: поручить создать вневедомственную комиссию, которая бы обсудила ситуацию и привела к минимизации риски введения научно не обоснованных стандартов. В конце концов, ведь когда мы вводим новые лекарства, мы всегда проверяем, будут они нормальные или нет. То же и с образованием. Только образование — это система отсроченных рисков.
Президент, к счастью, нашу озабоченность услышал:
— Сразу скажу, я ваши опасения разделяю и ваши предложения поддерживаю! — заявил он на заседании СПЧ.
Очень надеюсь, что подобного рода резолюция главы государства хоть на время приостановит разрушение судеб школьников и учителей!
Александр Асмолов, академик РАО, заслуженный профессор МГУ им. Ломоносоваwww.mk.ru
На развитие сайта