Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Взрывоопасные мыльные пузыри образовательных стандартов

  • Закладки: 
  • Просмотров: 518
  •  
    • 0

Новый стандарт образования школьников стал катастрофой


"Я обратился к президенту с просьбой его остановить"

Можно не сомневаться: принятие стандартов школьного образования — ФГОС, подготовленных Министерством просвещения, влечет за собой серьезнейшие риски как для наших школьников, так и для системы общего образования в целом.

Главные из них — нарушение одного из важнейших прав детей в гражданском обществе — права на качественное образование, а также невозможность социализации подрастающих поколений в современном мире. А в итоге — невыполнение решений президента о вхождении России в первые десять стран мира в сфере школьного образования и ослабление конкурентоспособности и безопасности нашей страны.

Сразу же подчеркну: аналогичные опасения разделяют многие специалисты в области образования. О них, в частности, говорилось и в официальной экспертизе ФГОС, проведенной Российской академией образования и направленной в Минпросвещения. Однако как эта, так и другие независимые экспертизы ФГОС были проигнорированы министерством, и стандарт был принят. Единственное, что оставалось, чтобы избежать надвигающейся катастрофы, — апеллировать к президенту страны. И я направил в Кремль письмо «О рисках для детей, учителей и страны принятия стандартов некачественного образования».

Прежде всего, мне представлялось крайне важным обратить внимание главы государства на то, что поспешное принятие проекта нового стандарта школьного образования, подготовленного министерством, неминуемо приведет к стагнации системы школьного образования. Кроме того, президент страны должен знать, что министерский проект вызвал целый ряд критических замечаний и предложений.

Так, с заявлением о необходимости кардинальной переработки данного проекта ФГОС выступила Российская академия образования. Дополнительная аргументированная критика содержалась в аналитической записке руководителя образовательного центра «Сириус» Елены Шмелевой. Конструктивные предложения, свидетельствующие о настоятельной необходимости переработки данного проекта ФГОС, звучали в выступлениях Натальи Солженицыной, заслуженного учителя России Евгения Ямбурга и многих других представителей педагогического сообщества. Но все напрасно!

Минпросвещения, невзирая на все эти критические замечания, без каких-либо системных изменений издало приказ об утверждении нового школьного стандарта. А это с высокой вероятностью повлечет за собой следующие социальные и гуманитарные риски для всей системы школьного образования страны:

— риск падения уровня мотивации детей и подростков к обучению в школе;

— риск ослабления физического и психологического здоровья школьников в результате еще большей перегрузки в школе и дома, механического зазубривания содержания слабосвязанных между собой школьных предметов;

— риск снижения работоспособности учителей и ослабления их внимания к индивидуальным интересам детей из-за возрастания различных форм контроля и отчетности;

— риск нарастания деструктивных социальных установок детей и подростков в связи с потерей интереса к школьной жизни, которая проявится в расширении масштаба различных форм буллинга и суицидального поведения;

— риск снижения шансов школьного образования нашей страны занять достойное место среди стран, лидирующих в сфере общего образования.

Впрочем, все эти и другие негативные последствия, возникающие из-за неоправданной спешки Минпросвещения по введению школьного стандарта и приводящие к ущемлению прав школьников на получение качественного образования, пока еще представляется возможным избежать. И с этой целью в своем письме я обратился к президенту с просьбой рассмотреть возможность принятия следующих решений:

Первое. Приостановить принятие Министерством просвещения решения о введении стандарта школьного образования с 1 января 2020 года во избежание негативных последствий, которые повлечет за собой вступление в действие данного проекта ФГОС.

Второе. Создать вневедомственную Комиссию по переработке содержания ФГОС школьного образования.

Третье. Поручить вневедомственной комиссии:

— подготовить проект переработанного стандарта школьного образования с учетом достижений современной науки и научно-технического прогресса, а также высказанных замечаний и предложений;


— к 1 июля 2020 года подготовить предложения по введению обновленного стандарта школьного образования.

Одновременно вопрос о новых школьных стандартах обсуждался и на встрече с президентом членов Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) 10 декабря. И озабоченность образовательного сообщества складывающейся ситуацией нашла поддержку главы государства!

— Сейчас возникает очень сложная ситуация, когда принимаются школьные стандарты, — обратился я к Владимиру Путину. — Принятие этих стандартов, после которых школа станет еще более сложной и неинтересной для детей, стандартов, где за школьными предметами не видят личности, — очень большой риск для России. Поэтому у меня огромная просьба. Неоднократно коллеги и из «Сириуса», и из Российской академии образования давали экспертизу, что эти стандарты должны быть доработаны. Вместе с тем Министерство просвещения спешит и готово их уже издать со всеми рисками и принять своим приказом в декабре этого года. На днях, когда вы выступали в Париже, вы говорили, что в сложных ситуациях надо сесть за стол переговоров и обсудить. Вот я и предлагаю сделать комиссию с теми экспертами, которые говорят о серьезных рисках этих стандартов для России, которая бы в короткий срок обсудила подобного рода ситуацию!

В самом деле, если разобраться, то наши дети очень изменились! Сегодня каждый ребенок, даже дошкольники, обладает эффектом Юлия Цезаря — он может решать одновременно несколько задач. А давать им образование, которое полностью ригидное и повернутое в прошлое, было бы очень большой и серьезной ошибкой!

Есть и другой примечательный факт. Недавно проводились исследования образовательной базы наиболее успешных менеджеров ведущих топ-компаний. И вот что выяснилось: это были топ-менеджеры, которые в 13–15 лет больше всего читали фантастику: Жюля Верна, Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, Ивана Ефремова и других фантастов. Иными словами, сегодняшние дети, чтобы школа была для них интересна с их многозадачностью, нуждаются в других, более серьезных программах образования!

Отсюда наша огромная просьба к президенту: поручить создать вневедомственную комиссию, которая бы обсудила ситуацию и привела к минимизации риски введения научно не обоснованных стандартов. В конце концов, ведь когда мы вводим новые лекарства, мы всегда проверяем, будут они нормальные или нет. То же и с образованием. Только образование — это система отсроченных рисков.

Президент, к счастью, нашу озабоченность услышал:

— Сразу скажу, я ваши опасения разделяю и ваши предложения поддерживаю! — заявил он на заседании СПЧ.

Очень надеюсь, что подобного рода резолюция главы государства хоть на время приостановит разрушение судеб школьников и учителей!


Александр Асмолов, академик РАО, заслуженный профессор МГУ им. Ломоносова
www.mk.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (23)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх