Превратить детей в зомби: заслуживают ли они такого министра просвещения
Обращение члена СПЧ Александра АсмоловаРоссия удивительная страна, о ней говорят, что когда бы ты ни находился в России, всегда оказываешься в исторический момент. Именно такой исторический момент и наступает сегодня, в преддверии 2020 года, в системе образования РФ.
Сейчас, в эти дни, решается вопрос — будут ли введены в качестве жесткого приказа уже с 1 января наступающего года новые образовательные стандарты, поворачивающие образование России вспять. Будут ли введены стандарты, которые смогут превратить наших детей в зомби, нацеленные на прошлое и отбрасывающие возможности выбора и для учителя, и для ученика в системе образования?
Этот вопрос был поставлен 10 декабря на Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, при непосредственном общении с президентом страны. На этом совете я поделился своей тревогой по поводу рисков, к которым приведет введение подобного рода стандартов. Моя позиция была услышана, и президент высказался, что разделяет мои опасения, что спешка с введением стандартов — это чрезвычайно опасная ситуация для школьного образования.
Однако после этого Министерство просвещения не вняло голосу главы государства, а напротив, стало предпринимать попытки как можно быстрее выпустить приказ о введении образовательного стандарта. Когда я увидел эти попытки, то написал письмо в СПЧ, в котором выражаю вотум недоверия министру. По большому счету на кону стоит судьба наших детей.
Это письмо продиктовано необходимостью приостановить принятие Министерством просвещения решения о введении стандарта школьного образования с 1 января 2020 года во избежание негативных последствий, которые повлечет за собой вступление в действие данного проекта ФГОС.
Ситуация действительно серьезная. Не только я, но и многие другие эксперты сферы образования утверждают, что предлагаемый стандарт приведет к тому, что наши дети не смогут жить в ситуации изменяющегося мира. Он приведет к тому, что дети превратятся в запрограммированные существа, не умеющие принимать собственные решения. Этот стандарт совершенно не учитывает, что сегодня обучение и воспитание — это обучение и воспитание в ситуации неопределенности и выигрывает в этой ситуации тот, у кого развито воображение, кто умеет общаться, умеет критически мыслить. Предлагаемый стандарт по большому счету — это паралич для критического мышления и творчества детей, именно поэтому он вызывает столь серьезные опасения.
Позиция президента, высказанная на совете, ясна, но несмотря на это Министерство просвещения продолжает действовать в противоположном направлении и гасит в зачатке любые инновации.
В массовом сознании бытует фраза, гласящая, что каждый народ заслуживает того правительства, которое он имеет. Может быть, народ и достоин своего правительства, но дети не выбирали этого министра, и они уж точно ни в чем не виноваты.
www.mk.ru
На развитие сайта