Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Александр Асмолов рассказал, что важнее: «Человек для работы или работа для человека?»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 662
  •  
    • 0
Александр Асмолов
Александр Асмолов

В рамках экспертного семинара по проекту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) «Исследование ресурсов социальной успешности и профессиональной самореализации в условиях неопределенности социума и рынка труда» о проекте психологической и педагогической поддержки жизненного самоопределения личности в условиях неопределенности социума и рынков труда рассказал его руководитель, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов.

В современном мире произошла революция re-skilling’а,в результате чего до 2030 г. более миллиарда человека потребуют переобучения, а 42% ключевых компетенций существующих сегодня работ видоизменятся до 2022 г. При этом большинство компетенций остаются за бортом традиционных инструментов профессиональной репрезентации. Кроме того, развитие личности в мире меняющегося спроса на компетенции требует нового типа инструментов профессионального самоопределения. Александр Асмолов отметил, что революция re-skilling’а – это вызов для образования, в связи с чем нужна интеграция «Карт компетенций» и образовательных возможностей как мотив развития личностного потенциала и поиска новых компетенций для самоопределения личности.

Индикатором привлечения человеческого потенциала на глобальных рынках труда, по мнению эксперта, может стать введенная в Великобритании Global Talent Visa, рассчитанная на привлечение в страну талантливых людей из различных отраслей знания, культуры, медицины, образования и пр. без привязки к определенному месту работы. По мнению авторов доклада, тем не менее сложности объективных оценок сохраняются: на рынке наблюдается «рейтинговый гипноз» и кризис доверия к различным индикаторам качества образования и подбора персонала.

Александр Асмолов также выделил существующие в настоящее время ценностный диссонанс: «работа для человека» и «человек для работы», а также обсудил эффект социальной инерции – риск редукции личности к вещам и набору профессий. Помимо этого, существует риск профессиональной ориентации с опорой на адаптивные одномерные модели человека («пациент», «клиент», «персонал»). Тут же директор Школы антропологии будущего обозначил и список самых престижных профессий и специальностей, в который вошли: программисты, ИТ-специалисты, руководители и директора, врачи, предприниматели и бизнесмены, юристы, адвокаты, прокуроры, инженеры, архитекторы и банкиры.

В своем докладе Александр Асмолов также обозначил векторы движения к жизненному самоопределению: от «культуры полезности – к «культуре достоинства»; от технократической модернизации – к реформации; от человеческого капитала – к человеческому потенциалу; и от адаптивных моделей выбора профессий – к преадаптивным моделям.

Говоря о конкуренции различных моделей успеха, эксперт затронул вопрос поиска баланса между «педагогикой подобного» и «педагогикой бесподобного». Всего же было выделено четыре оптики: государства – риски и перспективы унификации и стандартизации; «репродуктивного» образования – знания, умения и навыки; бизнеса – компетентностные модели, универсальные навыки XXI; и персонализации – человек как автор самого себя.

Кроме того, Александр Асмолов обсудил прогноз профессий будущего. Эксперт считает, что существуют профессии, подчиняющиеся заданному, основанному на прошлом опыте, алгоритму (маршрут адаптивной эволюции — принцип утилитарности и движения к специализации), и профессии, требующие постановки новых проблем и непредсказуемых решений в условиях неопределенности (маршрут преадаптивной эволюции – принцип избыточности и движение к универсализации).

Александр Асмолов обозначил несколько трендов, за которыми стоит следовать: от человеческого капитала к человеческому потенциалу, от алгоритмизируемых профессий – к неалгоритмизируемым. Директор Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС пояснил, что во время эволюции профессий в эпоху перемен делается ставка на неопределенность и при этом существует парадокс эпохи – массовый запрос на уникальность. Подводя итоги, эксперт подчеркнул, что выбор профессий в будущем – это трансформация образования в настоящем.

источник




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (39)
Февраль 2024 (46)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх