На фото - моя родительская семья, только что созданная, у Москворецкого загса, 5 марта 1952 г. 33 года назад в этот день не стало моего папы и первого учителя психологии
Товия Васильевича Кудрявцева. Ему было 59. В этом году я перешагнул этот рубеж, хронопсихологический. Психологические рубежи, «фатальные даты» – хрономиражи в сознании, глупость, конечно. Будь не глупость, «папиным» число было бы 87. Именно до этого возраста дожили, пережив его, родители, мои бабушка и дедушка, оба. А он ушел в 1987-м.
Отец подарил мне жизнь, профессию и, по сути, второго отца, главного учителя – Василия Васильевича Давыдова. Как-то в середине 90-х, я укатил на дачу, не предупредив В.В. Мобильники тогда были редкостью. Через несколько дней возвращаюсь – раскалывается домашний телефон. Снимаю трубку, слышу взволнованный голос Давыдова: «Ты где? Я тебе третьи сутки звоню, места себе не нахожу!». Тогда лишний раз понял: «по отцу» я – точно не сирота. Хотя сколько поводов было понять! Да звоните же родителям, черт подери… Пока они в зоне доступа ждут вашего звонка, как главной добровести.
Понял я это и вспомнил историю, которую рассказывал мой папа. Как-то в 60-е, совсем молодыми, они загуляли с В.В. в Берлине. Так, что вернулись в гостиницу только под утро. В командировку они ездили с Д.Б.Элькониным. И вот в ранний час шагают по коридору молодые, веселые, бессердечные, а на встречу им - Даниил Борисович. На нем лица нет. Восклицает: «Ребята, вы с ума сошли?».
Сейчас проходит
международная конференция, посвященная 90-летию В.В.Давыдова. 24 сентября она завершится мемориальным заседанием «В диалоге с В.В.Давыдовым». В его программе пункт – «Учителя и соратники: П.Я. Гальперин. Д.Б. Эльконин. Т.В. Кудрявцев». Благодарен своему другу Виталию Рубцову за предложение выступить. А статья
«Привередливость духа», написанная нами с В.В.Давыдовым к 70-летию отца, по-прежнему остается одной из самых дорогих для меня работ.
В день папиной памяти я стараюсь вспоминать о радостном. На фото - моя родительская семья, только что созданная, у Москворецкого загса, 5 марта 1952 г. Естественно, без меня и, скорее всего, даже без мыслей обо мне, которые придут позже. А я - так и вовсе через 9 лет.
Да и В.В.Давыдова они еще не знают. Он учится рядышком на философском факультете МГУ, а папа с мамой – на филологическом. Узнают, сдружатся, полюбят друг друга так, что я и поныне, в свои 59 отогреваюсь сердцем в их «треугольнике».
И сейчас не хочу мешать этим ребятам, которым годился бы в отцы. Просто еще раз полюбуюсь одной из самых моих любимых семейных фотографий.
Хотя будь у меня волшебная возможность на несколько секунд очутиться в любой точке времени, то я выбрал бы именно эту. В силу забавного стечения биографических обстоятельств, я очень хорошо знаю это место. И нашел бы способ незаметно пройти мимо незнакомым прохожим, улыбаясь про себя.
Одиноким прохожим – но совсем не сиротой.
На развитие сайта