В.В. Давыдов 21-24 сентября в режиме онлайн проходила
международная научно-практической конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации», организованная Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Психологическим институтом РАО и Ассоциацией исследователей образования. Конференция было приурочена к 90-летию выдающегося советского и российского психолога, мыслителя и педагога Василия Васильевича Давыдова (1930-1998). В работе конференции приняли участие представители науки и образования России, США, Китая, Финляндии, Литвы, Украины и др. стран.
Форум, который объединил психологов, философов, социологов, педагогов-исследователей и практиков образования, явился свидетельством продуктивного двуединства понятия «школа В.В. Давыдова». Это понятие включает в себя собственно научную школу В.В. Давыдова и развивающую образовательную систему, которая несет его имя, наряду с именем другого родоначальника этой системы – Д.Б. Эльконина.
С опорой на классическую философскую диалектическую традицию достижения культурно-исторической и «теоретико-деятельностной» психологии В.В.Давыдов, раскрыл генезис специфически человеческого типа мышления – мышления разумного, теоретического, без которого не смогла бы возникнуть развитая культура и цивилизация. Более того, он сделал свое открытие достоянием широкой практики образования, найдя альтернативу господствующему на протяжении трех столетий способу жизни детей и взрослых в стенах школы.
По мнению участников конференции, система развивающего обучения, превратившаяся за 60 лет в систему развивающего образования (РО), является не просто одной из педагогических инноваций, нацеленных на «косметический ремонт» школы. Она по-прежнему задает образ школы будущего, который опирается на новый тип мышления в образовании, новую форму образовательной общности взрослых и детей. В ней проступают контуры новой образовательной политики, новой «философии образования», новых подходов к управлению образованием.
Если в 50-х – 70-х прошлого века интерес разработчиков системы РО был сконцентрирован на изменении типа мышления детей в школьном обучении, то с 80-х годов и по сей день приоритетной является проблема изменения типа педагогического мышления и сознания взрослых. Речь идет не только о педагогах, но и родителях, школьных психологах, управленцах разного уровня, студентах, которые обучаются по психолого-педагогическим специальностям и др. Решение этой проблемы определяет судьбы развития мышления как атрибута растущей личности в школе. Оно может быть найдено внутри образовательных детско-взрослых общностей в пространстве РО – школьном и внешкольном. Новейшие разработки в области построения системы РО, которая в России приобрела форму сети, открывают возможности для этого.
В сфере науки это предполагает развертывание полидисциплинарных исследований «соразвития» детей и взрослых в многообразии подвижных и проблемных «социальных ситуаций» (Л.С. Выготский), которые характеризуют жизнь человека в современном мире.
Участниками конференции принято решение о проведении постоянных
Давыдовских чтений с периодичностью 1 раз в 2 года.
На нашем сайте
tovievich.ru будет продолжена публикация материалов, связанных с В.В.Давыдовым, его научной школой, созданной им системой развивающего образования.
Сайт В.К.
На развитие сайта