Патриотизм в садиках начнут формировать у детей с трех лет / Ведомости
16.11.2022Эксперты и педагоги раскритиковали проект новой программы дошкольного образованияМинпросвещения представило проект федеральной образовательной программы дошкольного воспитания, документ опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов. Как говорится в пояснительной записке, его разработала рабочая группа ведомства совместно с сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования. Документ разработан в рамках курса министерства
на унификацию всех образовательных программ и создания на каждом уровне обучения единой рекомендуемой версии программы.
Особенностью программы стал упор на патриотическое воспитание. С точки зрения авторов документа, основными функциями дошкольного образования являются «воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации», приобщение детей к «духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа». Во введении к программе говорится, что она направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в «национально-культурных традициях РФ, знающих историю и культуру своей Родины».
Отдельно в части описания планируемых результатов программы сказано, что из-за специфики дошкольного образования неверно требовать от ребенка достигать конкретных результатов, поэтому программа предлагает целевые ориентиры «возможных достижений» для каждого возраста. Каждая из разрабатываемых программ исходя из требования стандарта должна включать следующие разделы: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
С возраста от 3 до 4 лет в социально-коммуникативном разделе появляются задачи «формирования основ гражданственности и патриотизма», наряду с задачами в области социальных, трудовых отношений и безопасности поведения. Педагогу предлагается «обогатить представления детей» в этом возрасте о малой родине. От 4 до 5 лет воспитатель должен «воспитать любовь и уважение к нашей Родине – России», познакомить детей с государственной символикой и воспитать к ней уважительное отношение, а также рассказать о государственных праздниках, таких как День защитника Отечества и День Победы.
В возрасте 5–6 лет детям предлагается рассказать, что «Россия – большая многонациональная страна», и воспитать уважение к людям разных национальностей. К рассказу о двух праздниках предлагается добавить информацию о Всемирном дне авиации и космонавтики и познакомить детей с «яркими биографическими фактами героев Отечества». Детям от 6 до 7 лет педагоги должны рассказать о бережном отношении к госсимволике – «бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны», вызывать у ребенка эмоциональный отклик по поводу волонтерского движения в России и в целом предложить включиться в социальные акции в детском саду или городе. К праздникам добавляются также День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День Конституции Российской Федерации и др.
В результате к 7 годам в части социокоммуникаций, по версии авторов, ребенок стремится сохранять позитивную самооценку, распознает основные эмоции и чувства, проявляет эмпатию, может договариваться и дружить, разрешать конфликты, соблюдает элементарные социальные нормы и правила, знает, как звать на помощь, и т. д. Также ребенок проявляет интерес к госпраздникам, стремится принимать участие в волонтерских мероприятиях и др.
Эксперты в области дошкольного образования, а также практикующие педагоги обсудили проект на круглом столе РАНХиГС, придя к выводу, что документ отличается «излишней зарегламентированностью». Профессор дирекции образовательных программ МГПУ Владимир Кудрявцев обратил внимание, что разрабатываемые ранее программы были подкреплены научными исследованиями и апробированы в течение нескольких лет в детских садах. При этом текущий проект должен быть утвержден уже с января 2023 г. Внедрение программы повысит нагрузку на педагогических работников дошкольного образования, а нехватка резервов детских садов в регионах затруднит выделение дополнительных финансовых средств, опасается эксперт РАНХиГС Алексей Тищенко.
Такие атрибуты, как «флаги, гербы и портреты» (наличие которых будет проверяться), должны появляться по ситуации, уместно, уверен психолог и педагог Сергей Плахотников. «Дети воспринимают родину из тех объектов, которые есть вокруг, – продуктовый магазин, больница, парикмахерская, мечеть, церковь, которые есть в конкретных селах и деревнях. Через это они полюбят свою родину и захотят взаимодействовать с людьми», – говорит эксперт. В проекте практически не говорится об игровой и исследовательской деятельности детей, но часто предлагается их «учить», что не является ключевой задачей в дошкольном образовании, заявил Плахотников.
Такие серьезные, патетичные праздники, как День освобождения Ленинграда от фашистской Германии, будут не поняты маленьким детям в силу возраста. «Нужно оставить время для мероприятий по выбору родителей и педагогов. [Обязанность детских садов включать в образовательную программу праздники] не будет означать лучшего отношения к нашему государству», – считает кандидат педагогических наук Татьяна Данилина.
Представитель пресс-службы Минпросвещения сообщил «Ведомостям», что федеральная образовательная программа призвана объединить обучение и воспитание в единый процесс. Программа определяет тот уровень, добавляют в министерстве, которому должны соответствовать локальные программы во всех детских садах – в нынешнем проекте федеральной программы сохраняется условие из стандарта о том, что детские сады должны использовать 60% от общего объема программы и еще 40% могут сформировать самостоятельно.
Егор ГубернаторовВедомостиПо теме на сайте: Федеральная образовательная программа дошкольного образования: созрел ли плод для рождения?
Общественное обсуждение проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования (видео)Федеральная программа дошкольного образования: пародия или реальность?
На развитие сайта