Изображение: ru.wikiyours.com
15.11.2022Доктор психологических наук, академик РАО, профессор МГУ Александр Асмолов – о «Федеральной программе развития дошкольного образования России».В преддверии общественного обсуждения проекта Федеральной программы дошкольного образования мнением о нём поделился один из ведущих экспертов в области дошкольного образования Александр Григорьевич Асмолов – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор Школы антропологии будущего Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, колумнист «Вестей образования».– Вчера поздно вечером мне на глаза попался текст, который называется «Федеральная программа развития дошкольного образования России». Я не поверил своим глазам. Подобного рода федеральная программа не могла родиться в недрах Министерства просвещения России по очень многим причинам.
И первая из них заключается в том, что предложенная программа резко противоречит национальной государственной политике России, прежде всего политике формирования патриотизма в РФ. В ней патриотизм сведён к голым декларациям, находится только на вербальном уровне и сводится к частным разговорам о том, что такое Родина.
Мы знаем как профессионалы, что само по себе знание, когнитивные моменты не приводят к формированию ценностных установок развития личности, которые являются задачей процессов воспитания человека, готового к изменениям и пониманию мира. В этом смысле эта программа вступает в резкое противоречие с теми установками на развитие патриотизма, которые не раз демонстрировали Сергей Кравцов и его команда.
Второй риск этой программы заключается в том, что в ней единое образовательное пространство мыслится как гомогенное пространство, в котором не учитываются различия семей, детей и регионов. Мы неоднократно обсуждали с Сергеем Кравцовым тезис, что единство России – это единство разнообразия.
В подобном же виде программа не учитывает единство разнообразия и может привести к формированию сепаратистских, протестных установок в связи с тем, что она не учитывает прежде всего этнокультурные особенности различных наших республик и разных регионов России.
В программе приговаривается, что она написана с позиции культурно-исторической психологии. Могу как один из оставшихся профессионалов культурно-исторической психологии сказать – это неправда. Культурно-историческая психология всегда подчёркивала, что только базовое доверие ребёнка к миру, только общение как сквозной механизм развития деятельности ребёнка на разных этапах жизненного пути приводит к формированию личности ребёнка. Всё это выпадает из программы.
Программа чрезвычайно мелочна и перегружена литературой, мелкой регламентацией, и ни один воспитатель, ни один родитель не сможет усвоить такого количества литературы.
То, что говорилось в стандарте дошкольного образования, а именно опасность ошколивания, превращения дошколки в школу, в этой программе полностью воспроизведено. Я считаю, что это какая-то странная утечка, ибо Министерство просвещения России не могло вынести на обсуждение подобный непрофессиональный продукт, который идеологически расходится с государственными установками страны.
Общественное обсуждение проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования можно смотреть тут 15 ноября 2022 года с 15.00 до 18.00.Электронная газета "Вести образования"
На развитие сайта