Мне часто приходится встречать воспоминания о том, как в прежние годы в советской и постсоветской школе писались сочинения по литературе. Иногда в этих воспоминаниях звучат ностальгические нотки, иногда – саркастические, и такой разброс мнений меня всегда занимал. Особенно когда была осуществлена очередная попытка «возродить» это самое сочинение в виде сочинения «итогового», «допускного». Если раньше, в советское время, вступительные сочинения писали все – даже на инженерные и медицинские специальности, то теперь такое «литературоцентричное» сочинение надо написать на «зачет», чтобы вообще быть допущенным к сдаче ЕГЭ. Еще один вопрос, давно меня мучивший: когда же «умер» в школах этот жанр, раз его пришлось «возрождать»?
И вот у себя в ФБ я задал вопрос: «Писали ли Вы в школе регулярно сочинения по литературе и было ли у Вас выпускное сочинение в школе? Правда ли в какой-то момент учителя литературы вообще забросили это дело, и только усилиями Минобра, введением ЕГЭ и “итогового сочинения” удалось заставить учителей вновь вернуть сочинение в практику своей работы?»
Всего я получил свыше 170 ответов, из них выяснил, что как в «лихие» 90-е, так и в «нулевые» 00-е почти все писали очень много сочинений, а прекратили их писать как раз с введением пресловутого ЕГЭ, причем формат сочинений в нынешнем ЕГЭ (и по литературе, и по русскому языку, и по истории с обществоведением) сильно отличается от того самого «сочинения по литературе», о котором немало людей продолжают вспоминать с теплотой и благодарностью.
И из ответов понял довольно простую и, кажется, очевидную вещь: это самое
сочинение имеет смысл тогда, когда школьник ясно себе представляет, кому он адресует свой текст.Как правило, если на той стороне «провода» хороший, нормальный учитель, умеющий принимать чужую точку зрения и быть к ней внимательным и даже подчас снисходительным, – каким бы ни было сочинение – по литературе или эссе, ответ на вопрос или реферат – о работе над таким сочинением вспоминают с удовольствием и даже гордостью. В противном случае – уже в 90-е полно было сборников «золотых сочинений» и типографическим образом изданных шпаргалок, и традиция «симулятивного письма» процветала болотным цветом.
Иначе говоря, нам не нужны сотни тысяч «выдающихся учителей», знающих литературу на уровне профессора и умеющих «станцевать» перед классом хоть телефонную книгу.
Нам нужны просто учителя, умеющие принимать чужую точку зрения – и относиться с ней с уважением и интересом, быть готовыми давать фидбэк адресованному им тексту. Кажется, «воспитать» таких учителей проще, чем найти на всю страну целую армию гениальных словесников, нет?
И – да: ни ЕГЭ, ни «итоговое сочинение» не могут по определению быть такими сочинениями, так как
адресованы они не живому человеку, а – системе, машине по переработке аттестационного продукта учебно-образовательной деятельности. Надеяться, что они могут стимулировать желание школьника открыться другому, размышлять над проблемой, ища самые точные слова, проверить действительное его умение строить собственное размышление, а не воспроизводить заранее известную логику – попросту непрофессионально. Мы знаем, что среда сегодня мотивирует к получению образования гораздо больше, чем ужесточение и преумножение форм контроля. Среда – и взаимный интерес и уважение ученика и учителя.
Электронная газета "Вести" образованияКомментарий В.К.: Написание сочинений и есть
"работа воображения" в чистом виде. А любой акт воображения предполагает наличие, как минимум, двух пар глаз. Воображения нет без адресата и адресанта. А воображению, увы, нет места в нынешней школе, скромного места, которое когда-то "занимало" для него сочинение. За дефицит "сочинительства" школьник расплачивается неумением учиться, а значит - отсутствием стремления и способности мыслить (способность мыслить в классных стенах предстает в виде умения учиться, чтобы выйти, в итоге, за эти стены). Тем же он платит и за искусственный, взрослыми созданный, дефицит игры и других специфических форм деятельной детской жизни, который он испытал, в дошкольные годы. Винить школу? Да, она страдает этим. Но не в меньшей степени - и из-за этого, не сознавая причины. Около 50% родителей отдают детей в руки разного рода дошкольных репетиторов, а около 70% считают обязательным введение специальной предшкольной подготовки (
источник). Разумеется - не к написанию сочинений.
Из недавнего по теме на сайте:-
Вебинар В.Т.Кудрявцева "Развитие воображения дошкольников как источник психологической готовности к школе" (видео)
На развитие сайта