Э.В.Ильенков и А.В.Суворов.
Только что я получил следующее письмо.
"Здравствуйте!
Сегодня в рамках предмета "Психология лиц с двигательными и сенсорными нарушениями" смотрели фильм "Слово на ладони". Там,вы высказываете свою позицию относительно религии. И вы даже не представляете, насколько я с вами согласна! Я от ваших слов чуть на паре не разрыдалась. Сами знаете мою ситуацию с чересчур религиозной матерью. Из-за моей атеистической позиции у нас очень сильные разногласия в последнее время, к сожалению. Никогда б не подумала, что религия, которая создана по идее для того, чтобы созидать, может натворить столько проблем. Извините, что так сумбурно. Пишу по свежим впечатлениям".
Проблема острая, и стоит перед многими. Студентка не подписалась, и её "сами знаете" отношу к тому, что я сам, по личному опыту, знаю эту проблему. Да, ко мне тоже приставали с самозванным миссионерством. Я просмотрел монтажные листы фильма, я там говорю, что сделать уступку самозванному миссионерству - для меня значит отречься от моих учителей, прежде всего от Ильенкова. И я категорически там заявляю, что никогда не отрекусь.
Я решил ответить на приведённое письмо, но не лично, а в своей рассылке "Письма всем". Может быть, мой ответ ещё кого-то поддержит, да и ещё раз поставит на место охотников ЗАСТАВЛЯТЬ молиться, ЗАСТАВЛЯТЬ верить.
Доброе утро!
Сочувствую Вашим переживаниям в связи с ханжеством и обрядоверием тех, кто достаёт Вас своей мнимой религиозностью. Рад, что моя позиция, высказанная в фильме, поддержала Вас.
Я всё лето читал "Историю религии" отца Александра Меня. Семь томов, последний - "Сын Человеческий" - критический пересказ Евангелий. Когда я читал "Сына Человеческого" в первый раз почти тридцать лет назад, я был удивлён тем, что бывает, оказывается, творческое богословие, антидогматическое. Отец Александр - последовательный противник обрядоверия, то есть внешнего, показного благочестия. Когда верующие спрашивают меня, что я вынес из чтения Евангелий, отвечаю, что, прежде всего, принцип Христа "Суббота для человека, а не человек для субботы".
Мне, марксисту-ильенковцу, это очень близко, потому что реальный марксизм тоже очень пострадал от официозного догматизма, нежелания вникать в суть дела, цепляясь за отдельные цитаты и окаменелые традиции. Передайте Вашей маме: пусть верит сама, но не лезет со своим самозванным миссионерством ни к кому. У неё и права нет на миссионерство - она же не священник. У меня есть знакомые священники, с которыми я в дружеских отношениях, и они говорят, что самозванное миссионерство очень вредит вере и Церкви. Если уж разошлись в этом пункте, то лучше его просто не касаться, как больной аллергией избегает аллергенов - факторов, вызывающих аллергию.
Мама Ваша глупая, когда лезет к Вам с религией, но всё равно другой мамы у Вас нет и быть не может, и я, очень любивший свою маму и тяжело переживший её смерть, убеждён, что никакой любимый вздор - религиозный или атеистический - не стоит того, чтобы из-за него терять взаимную нежность и терпимость.
Затыкайте маме чересчур богомольный рот поцелуем. Пусть отмахивается, а Вы целуйте. Насильно. "Брысь, бесстыжая!" - "Мама, я тебя люблю!" И пусть в этой искренней и весёлой Вашей нежности растворится всяческая "идеология". И весь этот вздор, запечатанный поцелуем, станет поистине вздором.
Главное - наша взаимная любовь, а не наша вера, даже если мы веруем в то, что "Бог есть любовь". Ну так любите, чёрт вас дери, а не ссорьтесь из-за обожествлённой любви!
Атеизм заключается вовсе не в отрицании бытия Божия - дескать, Бога нет. Это вульгарная формула атеизма. На самом деле атеизм - это отрицание обожествления чего бы и особенно кого бы то ни было, потому что БОЖЕСТВА НЕТ БЕЗ УБОЖЕСТВА. То есть атеизм - это самое последовательное отрицание идолопоклонства, фетишизма в любой его форме, - самое неуклонное следование заповеди "Не сотвори себе кумира". Вопрос о бытии Божием смехотворен и нелеп. Когда дети спрашивали меня, есть ли Бог, я отвечал, что он есть для тех, кому он нужен. Ну и, поистине, Бог с ними!
Главное - человеческое достоинство. Чтобы так или иначе не быть убогим.
И не позволять себя унижать.
С уважением,
Александр Васильевич Суворов
11 октября 2016Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ученик/воспитанник Александра Ивановича Мещерякова и Эвальда Васильевича Ильенкова. Человек, чьим каждодневным способом жизни является то, что принято называть «ростом» - духовным, личностным… В силу недоступности многого из того, чем живут миллионы, миллиарды других людей. И, конечно, в силу таланта. Талант в данном случае приходится прилагать, в том числе, к решению бытовых проблем, заменяя им государство с его весьма «ограниченными возможностями».
На развитие сайта