"Щелкунчик" в постановке Санкт-Петербургского Театра Классического балета под управлением Виктора Королькова (источник фото) 28 декабря выходит электронная версия предновогоднего выпуска журнала «Образовательная политика». В качестве анонса публикуем вводную колонку главного редактора Александра Асмолова.Нередко подумываю о снобизме и эгоцентризме рационального разума, который из года в год, из столетия в столетие сверху вниз посматривает на иные формы мышления, связанные со сказкой, фэнтези, чудом... и даже мистикой: мифопоэтическое, метафорическое, магическое, синкретическое, визуальное...
Но бывают времена, когда мы с вами прорываемся за барьеры рационального разума... Времена, когда и дети, и взрослые протыкают, как Буратино, своими нелепыми носами холст в каморке старого папы Карло или же проваливаются наподобие Алисы в кроличью нору... И тогда происходит странное. Тогда даже самым отъявленным скептикам воображение, волшебство, вера в чудо может хоть на мгновение... снести голову. Искушение сказкой становится особенно ощутимым – конечно же, вы угадали – под Новый год и Рождество.
Вот тут-то, отбрасывая недоверие к восточным календарям, вспоминаешь, что уходящий год был годом крысы, которую вытеснила в сознании разных людей летучая мышь.
И неважно, съели мы летучую мышь или раздавили ее, как знаменитую бабочку из пророческой сказки-притчи Рэя Брэдбери «И грянул гром».
Как вы помните, в этом рассказе путешественник во времени нарушил экологическое табу – свернул с тропы и совершенно случайно раздавил бабочку. Расплата не замедлила себя ждать. После возвращения в свое время путешественник увидел, что оказался в совершенно ином мире, в иной реальности.
Именно это произошло с человечеством в 2020 году. И я не буду множить число гадальщиков, которые предлагают вам вообразимые и невообразимые версии того, на какую бабочку наступило человечество и почему столь безжалостно грянул гром.
Мы – жители уже Иной Нормальности, Иного Мира. И увы, у нас нет под рукой машины времени, чтобы забросить в 2019 год супермена, который остановит цепную реакцию пандемии. Гром грянул. Эпидемиологическая бомба уже взорвалась.
Мир стал другим. Но в любом – услышьте, пожалуйста! – в любом мире у нас есть столько возможностей, сколько мы сами и не подозреваем. В любом мире несчастий – хотите верьте, хотите нет – наступит счастье.
Не случайно в волшебной сказке Эрнста Гофмана, которая стала еще более чарующей благодаря магии творчества Петра Чайковского, Щелкунчик непременно одерживает победу над Мышиным королем. Только необходимо, запомните – совершенно необходимо, чтобы у Мари хватило сил и точности не промахнуться и сразить своей туфелькой Мышиного короля.
Я верю в сказку. Верю в чудо. Верю, что магия образования как школы возможностей, даже если его называют смешанным, гибридным или дистантным, преобразит мир. Пусть скептики сочтут меня наивным, а пораженные страхом луддиты XXI века исторгнут в мой адрес из своих уст проклятия и предадут анафеме.
Именно вера в таланты наших детей и подростков, воспитанных на сказках и фэнтези, позволяет со всей уверенностью сказать: «Верьте в добрую сказку, знайте, что Щелкунчик непременно одолеет Мышиного короля». Для этого надо только раз и навсегда избавиться от разрушающей наш социальный и биологический иммунитет иллюзии: «Все вернется на круги своя». Не вернется!
Но Щелкунчик, благодаря Мари, превратится в принца и несмотря ни на что возьмет верх над чумой XXI века.
Стратегия оптимизма в ситуации охватившего планету кризиса закодирована в следующей формуле:
«Надо не пережидать, а жить».
Возьмите эту формулу на вооружение, и она непременно вам поможет.
И в заключение под Новый год и Рождество я произношу слова, ставшие символом новой реальности: «Берегите себя!»
Электронная газета "Вести образования"
На развитие сайта