Василий Лановой в роли Артура Грея в фильме "Алые Паруса" Коронавирус оборвал жизнь актера
Василия Ланового на 88 году.
Для многих Лановой был офицером. Офицером Алексеем Вронским или офицером Иваном Вараввой. Для меня остался принцем Калафом, которого я впервые увидел школьником в паре с принцессой Турандот – Юлией Борисовой на сцене Вахтанговского. Они уже тогда были «возрастными» для этих ролей. Но верилось, что юны. Юны и вечны. Театр Лановой ставил выше кино, да и своих «народных» - РСФСР и СССР – получил именно за вклад в театральное искусство.
Благородный принц - сын родителей «с тремя классами на двоих», по его же словам. В последние советские десятилетия благородство становилось все труднее играть. Мерзавцы в глазах зрителя смотрелись куда убедительнее. И уже сама роль мерзавца гарантировала успех. Как и жизнь… Василия Семеновича через много лет спросили: а не стесняетесь ли вы теперь своего Павки Корчагина? Нет, ответил он, Павка за это время даже вырос в моих глазах – надо же кому-то подражать.
Надо! Благородство героев Ланового принималось. И не только потому, что было не «идеологическим», а тонко романтическим. В сценическое или экранное благородство он привносил свое, естественное.
Политические убеждения? Нездорово то общество, которое судит по ним о художниках – судит и осуждает. Не избежал этого и Лановой… А из детства он вынес не просто память о войне, а память о трех годах, которые провел в фашистской оккупации. Жестокая форма «патриотического воспитания». «Список Ланового»? Его составление, как выяснилось, актеру приписали СМИ, подконтрольные руководителю пищевиков и боевиков Евгению Пригожину? Доверенное лицо Путина? Что ж, Путину повезло: было и такое на фоне скопища прочих с фальшивыми аттестатами «патриотов».
Кстати, Ивана Варавву Лановой трижды отказывался играть. Роль казалась ему скучной, он не видел себя в ней. Пока не узнал об обстоятельствах жизни прототипа главного героя, которые и вдохновили его на создание образа, в котором нашел себя и в котором его полюбили.
Варавва собирает цветы, спрыгнув на ходу поезда для жены друга, он в нее пожизненно влюблен, но любовь и дружба для героя драматически нераздельны, и его признание в другом месте - почти на ходу самолета: «У меня нет никого в жизни, кроме Вас… и Алешки!». Молодой Лановой в перерыве съемок просит раздуть алые паруса, чтобы спуститься под ними с палубы, держа в руках букет цветов, к первой жене.
Капитан Грей ушел под своими Алыми парусами в последнее - вечное плаванье.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта