Сотрудники Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ приняли участие в 28-й Всемирной Конференции по детской игре
8-9 июля 2021 г. сотрудники Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ приняли участие в 28-й Всемирной Конференции по детской игре (28th ICCP World Play Conference), организованной Международным советом по детской игре в сотрудничестве с Мадридским автономным университетом и Испанским фондом образования и развития.Тема конференции
«Время играть? Исследования, политика и практика» охватывала несколько ключевых направлений для дискуссии, включая: игры и новые технологии; игры и инклюзивное образование; игра на свежем воздухе (outdoor play); взрослые в игре; игра и искусство, воспоминания об игре (memory play). В центре внимания оказалась проблема того, как пандемия COVID-19 отразилась на практике детской игры в разных странах мира. Свои исследования представили ученые из Великобритании, Португалии, Греции, Аргентины, Испании, Литвы.
В рамках конференции сотрудники Центра междисциплинарных исследований современного детства провели
симпозиум «Исследования игры и игрушки в современной России» (Play and Toy Research in Contemporary Russia).В рамках симпозиума Руководитель ЦМИСД Ольга Рубцова рассказала об истории создания в МГППУ Центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки, основанного Е.О. Смирновой. В совместном докладе «Исследования игры в культурно-исторической психологии» (“Play Research in Cultural—Historical Psychology”) Ольга Рубцова и Светлана Смирнова кратко осветили основные направления исследований игры, сложившиеся в культурно-исторической научной школе (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Е.О. Смирнова, Е.В. Трифонова, Л.И. Эльконинова, М. Бредиките, П. Хаккарайнен, М. Флир, Н. Вересов и др.). В докладе были также освещены основные отличия в представлениях об игре в европейской и российской психологии. В заключении доклада Ольга Рубцова подчеркнула, что Центр будет продолжать традиции, заложенные Е.О. Смирновой, рассматривая игру как зону ближайшего развития ребенка.
В докладе «Ролевое замещение в игре дошкольников с разными игровыми материалами» (Role Substitution in Preschoolers’ Play with Different Types of Toys) Елена Шеина и Ирина Рябкова рассказали об эмпирическом исследовании игры дошкольников с разными видами игрушек. Исследование показало различия в ролевом замещении: количество ролевых переименований, их разнообразие, стремление изменять внешность в роли и совершать игровые действия значимо различаются в игре с маркерами роли, образными игрушками, предметами оперирования и полифункциональными материалами.
Татьяна Поскакалова и Екатерина Клопотова представили исследование о роли взрослого в развитии игры дошкольников (“The Role of the Adult’s Attitude in the Development of Preschoolers’ Play”). В исследовании была показана значимость позиции взрослого (директивная, нейтральная и партнерская) для развитии игры у дошкольников 4-х лет. Авторы исследования продемонстрировали, что наименее эффективной является нейтральная позиция взрослого, при которой дети оказываются предоставленными сами себе в процессе игровой деятельности. Наибольший положительный эффект оказала партнерская позиция взрослого: она создает условия, которые помогают детям формулировать игровые замыслы, развивать все виды игрового замещения, а также организовывать взаимодействие в игре.
Подробнее с материалами конференции можно ознакомиться
здесь.
Сайт Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
На развитие сайта