Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Дети, сети и йети

  • Закладки: 
  • Просмотров: 369
  •  
    • 0
Работа Джона Вильгельма - швейцарского фотохудожника и папы, который фантазирует на темы детства
Работа Джона Вильгельма - швейцарского фотохудожника и папы, который фантазирует на темы детства

Хайп вокруг другого - «нового», незнакомого, неизведанного детства стал уже привычным. Очевидно, человеческое детство изменяется исторически и этим, между прочим, по-своему меняет ход истории. Мы ищем «нового ребенка», и находим, к примеру, «цифрового». Просто подкинув гаджет в коляску. Очень часто это напоминает поиски «снежного человека» вместо попыток уточнить, углубить, расширить свои собственные представления об обычном, включая самое сложное - его исторические трансформации. Кстати, 70 лет мы даже пытались сформировать «нового человека», но только сейчас он стал приобретать некоторые черты «снежного». Хотя стоит принести извинения йети (сасквочу, бигфуту, алмасты и др.) – судя по свидетельствам «очевидцев», он весьма разумен, а в чем-то даже и разумнее нас.

Потому так сложно расслышать «голоса разума» немногочисленных детских психологов. То, что сегодня ребенок не таскает ведер с водой, не рубит дров и не варит каши, а нажимает на кнопочки, еще не освобождает его ни от прохождения стадий «психосексуального» развития, по Фрейду, ни от «феноменов Пиаже» (другой вопрос, как трактовать эти «стадии» и «феномены» - вопрос который всегда требует историчного ответа). Об этом говорила Людмила Филипповна Обухова, ей, по сути, вторит Ирина Анатольевна Бурлакова, обращаясь к реалиям современного дошкольного детства и дошкольного образования.

Владимир Кудрявцев

Ирина Бурлакова
Ирина Бурлакова. Фото Олега Яковлева

«Говорить о засилье гаджетов можно с большой натяжкой»


Harvard Business Review Россия

Современные родители начинают развивать детей буквально с пеленок, но не все занятия приносят пользу. О том, почему для ребенка важнее игра и творчество, а не формальные навыки, рассказывает завкафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Ирина Бурлакова.

HBR Россия: Какой возраст обычно имеют в виду, когда говорят про раннее детское развитие?

Ирина Бурлакова: Все зависит от контекста, но, как правило, имеют в виду детей двух-трех лет. Хотя на конференциях часто обсуждают весь дошкольный возраст, то есть до 7 лет. Родители считают, что как только ребенок стал немного самостоятельным, он уже почти взрослый, и к нему можно подходить с соответствующими мерками. Начинают его обучать, стремятся к каким-то достижениям.

Родителей можно понять — они боятся пропустить сензитивный период и считают, что чем раньше начнешь обучение, тем лучше.

К сожалению, эта точка зрения иногда присутствует и в профессиональном сообществе. Да, ребенка нужно развивать, но вопрос, как именно. В возрасте до года стоит делать то, что советуют педиатры — позволять ребенку больше и разнообразнее двигаться, показывать разные предметы, чтобы он мог все потрогать. Взрослые должны общаться с детьми, взаимодействовать с ними, благодаря этому малыши начинают осваивать мир. Обучение ли это? В широком смысле — да. Но это не то обучение, когда детям целенаправленно дают какие-то знания.

Есть мнение, что нынешние дошкольники отличаются от сверстников из предыдущих поколений, поэтому старые подходы не годятся. Так ли это?

Идея, что современные дети развиваются не так, как 15—20 лет назад, довольно популярна. Но исследований, которые бы это подтверждали, я не знаю. Во-первых, малышей и дошкольников изучать довольно сложно, а чтобы делать серьезные выводы, нужно собрать репрезентативную выборку. И потом, нужно учитывать условия, в которых живет ребенок. В Москве будут одни результаты, в регионах — другие. Есть исследования, где говорится, что сегодня у детей хуже развиты восприятие и какие-то формы мышления, но можно найти и противоположные результаты. В целом границы норм развития остались те же самые, что и 20 лет назад. Но если говорить про мои личные наблюдения и практический опыт, то я вижу некоторые особенности у нынешних дошкольников.

Какие именно?

На мой взгляд, дети стали более инфантильными, если так можно выразиться, менее самостоятельными. Их очень сильно опекают родители и педагоги, и даже в простых ситуациях они не могут сами принять решение. Например, если ребенку скучно, он обращается к взрослым, и те с помощью своих ресурсов организовывают развлечения, разные активности. Кроме того, раньше складывались детские сообщества, пусть и непостоянные. Дети играли во дворе, часто без присмотра, у них была своя жизнь. Такого опыта выстраивания взаимодействия друг с другом сегодня нет. Как следует из результатов одного из наших исследований, взрослые игнорируют или запрещают некоторые элементы детской субкультуры. Скажем, «обзывалки» — не самая приятная вещь, но с их помощью можно узнать о своих недостатках, это также сигнал, что в отношениях возникла проблема. Если ребенок обзывается, взрослые обязательно вмешаются, будут ругать, навязывать свое мнение. А у детей есть и свои правила. Почему, например, не любят плакс? Была даже дразнилка: «Плакса, вакса, гуталин, на носу горячий блин». Плач свидетельствует, что ребенок не может сам справиться с проблемой, он ищет помощи взрослых. Таких детей часто называют маменькиными сынками. Погружение родителей в детскую жизнь, с одной стороны, обеспечивает безопасность, с другой — нарушает привычные связи детского сообщества.

Как все-таки надо развивать малышей, какие научные данные существуют на этот счет?

Классики детской психологии — Лев Выготский, Александр Запорожец, Даниил Эльконин, Леонид Венгер — считают, что детей нужно развивать, создавая им соответствующие условия. В частности, используя принцип амплификации (от англ. amplification — обогащение, усиление). Это означает полное использование всех возможностей конкретного возраста: не нужно стремиться переходить на следующую ступень, лучше максимально использовать то, что есть. А наибольший развивающий эффект дает специфическая детская деятельность.

Это что, например?

Игра, конструирование, рисование, лепка и т. д. Важно развивать мелкую моторику, она способствует формированию структур головного мозга, как утверждают специалисты. Это происходит, когда ребенок делает что-то руками. Формальное обучение буквам и цифрам такого эффекта не дает. К сожалению, маленькие дети сегодня довольно неловкие, у них плохо работают пальчики. Раньше в детских садах были ручной труд, лепка, аппликация, а сегодня некоторые даже шнурки себе завязать не могут. Знаете, мы как-то хотели воспроизвести старые эксперименты и столкнулись с неожиданными сложностями. Ядвига Неверович когда-то изучала, как мотивировка влияет на продуктивность деятельности детей. Задания были несложные: девочки делали салфетки, выдергивая иголкой ниточки, а мальчикам нужно было прибить к палочке полотнище из бумаги, чтобы получился флажок. Но оказалось, что повторить исследование невозможно. Во-первых, современные дети точно не смогут выполнить задание, у них нет таких навыков. А во-вторых, никто не позволит дать дошкольнику иголку или молоток с гвоздями, не дай бог, поранятся. Даже вырезать из бумаги снежинки к Новому году — целая проблема, потому что многие не умеют обращаться с ножницами.

И, конечно, важна игра. Как говорили наши классики, эта детская деятельность имеет мощный развивающий потенциал — через игру маленькие дети изучают и осваивают мир. В игре складываются те новообразования, которые необходимы не только в школе, но и во всей последующей жизни. Развитие восприятия, воображения, образного мышления.

А что вы думаете об игрушках? Многие родители буквально заваливают детей игрушками, но детям они быстро надоедают.

Игрушка — очень сложный объект, она выполняет разные функции в жизни ребенка. Самый простой ответ, почему игрушки пресыщают — с ними очень мало возможностей поиграть, либо дети сами не умеют, и должны подключаться родители. Вообще развитие ребенка зависит не от количества игрушек, вопрос в том, как они используются. Бывает достаточно двух-трех самых любимых кукол. Заваливая ребенка игрушками, взрослые часто откупаются от него или приобретают то, о чем сами мечтали в детстве: железную дорогу или красивую куклу. Игрушка может стать объектом коллекционирования — сам факт, что ребенок ею обладает, повышает его статус при взаимодействии со сверстниками. Дети просят куклу Лол или какой-нибудь трансформер, чтобы самоутвердиться.

А вот игрушки, с которыми интересно играть, — это другая история. Родителям, например, нравятся предметы с разнообразными функциями, куклы, которые умеют плакать и смеяться и т. д. Но детям не нужны супермодные навороты — как показывают исследования, они быстро отставляют такие игрушки в сторону. Наоборот, чем проще, тем больше возможностей для использования. Например, девочке подарили куклу, которая закрывает глаза в положении лежа. Кто-то из родителей зашел в комнату дочери и с ужасом увидел, что у куклы в глаза вставлены спички. Но девочка объяснила, что просто кукла непослушная и по игре не хочет закрывать глазки и спать. Важно дать детям возможность фантазировать, а для этого родители должны стать партнером по игре — не откупаться новой игрушкой или гаджетом, а откладывать свои дела и создавать вместе с ребенком игровую команду. Взрослые говорят, мол, времени нет, да и не умею я играть, но это отговорки.

Возможно, взрослым просто трудно опускаться до уровня ребенка?

Это иллюзия, что нужно опускаться до уровня ребенка. Организовать игру — верх искусства для педагогов. Надо обладать педагогическим талантом, чтобы правильно и интересно играть с детьми. Некоторые хитрые родители приглашают в дом друзей своих детей, чтобы те играли вместе. Но часто они просто сидят в телефонах, каждый в своем. Чтобы совместная игра состоялась, нужно создать для этого условия.

А стоит ли обучать маленьких детей чтению, письму, счету?

Есть хорошая фраза: «Всему свое время». Мне кажется неправильным тратить ценное детское время на такие формальные вещи. Конечно, у малышей замечательная память, им нравится демонстрировать свои достижения, чтобы их хвалили. Но если двухлетний ребенок выучил все буквы и цифры, это лишь констатация упорства родителей. К прямой форме обучения малыши точно не готовы. Выготский оворил, что любая программа, предлагаемая взрослым, должна стать собственной программой ребенка, то есть соответствовать его интересам и потребностям. Это непросто, как вы понимаете. Например, важно не просто пересчитывать предметы, а придумать какую-то игровую ситуацию — сколько кукол придет в гости, сколько стульев и тарелок для них приготовить. Это игра, но здесь решаются и обучающие задачи, и ребенок понимает их смысл. Словом, знания нужны, если они используются, а без внутреннего детского интереса это будет бестолковая трата времени.

Есть ли какие-то статистически значимые отличия между детьми, которых натаскивали в раннем возрасте, и теми, кто начал позже?

Я не видела таких исследований. И не знаю ни одного случая, чтобы ребенок, выучивший буквы в два года, стал суперуспешным в школе. К сожалению для некоторых родителей, прямой зависимости нет. А формальные знания остаются формальным грузом и, как правило, быстро забываются. И если малыша учиться заставляли, он в дальнейшем может потерять всякий интерес к обучению.

Да, но проблема еще и в том, что родители нацелены на престижные школы, а там большой конкурс, и к первоклашкам предъявляют серьезные требования.

Я эту проблему знаю — таким родителям просто некуда деваться. Но в этом случае стоит разделить дошкольный возраст на детский период и собственно подготовку к школе. Думаю, что ребенку, у которого к шести годам есть опыт игры, конструирования, лепки, будет проще учиться читать и писать. Лучше это делать непосредственно перед школой, где-то на седьмом году жизни. Иначе если ребенок попадет в сильный класс, он будет чувствовать себя отстающим. Хотя иногда учителя недовольны тем, что приходят дети, уже умеющие читать и писать, некоторых приходится переучивать, что всегда сложнее. Так что в такой безвыходной ситуации лучше выбирать подготовительные курсы в той школе, где предстоит учиться ребенку.

А как быть с иностранными языками? Все-таки в раннем возрасте они даются гораздо проще, и можно выучить несколько языков.

Если ребенок живет в среде, которая говорит на новом для него языке, то это неплохо, он получит средство общения. В противном случае все быстро забудется. А вот учить язык только потому, что он пригодится в школе, бесполезно. Сейчас мало программ, которые являются преемственными. Если ребенок изучал иностранный язык в детском саду, он не всегда сможет плавно продолжить в школе. В классе могут быть дети с нулевым уровнем, и ему придется со всеми начинать сначала.

Существует много авторских методик развития в раннем детском возрасте. Каким из них стоит доверять?

Программ и технологий довольно много. Есть, например, проверенные системы — Марии Монтессори, вальдорфская педагогика, есть масса новых подходов. Каждый хорош по-своему. Методика Монтессори очень популярна среди родителей малышей двух-трех лет. Здесь много ценных дидактических материалов, которые способствуют развитию такого психического процесса, как восприятие. Вальдорфская система — совершенно другой подход, он подойдет родителям, которые предпочитают более свободное воспитание. Главный методический прием — это подражание. Ребенок копирует действия взрослого и без принуждения начинает рисовать, лепить, делать что-то еще. В литературе часто пишут, что система Марии Монтессори подходит детям со сложностями в поведении, потому что им приходится соблюдать много правил. Сама среда и эти правила организуют ребенка. А вальдорфскую систему чаще рекомендуют детям с различными эмоциональными проблемами, потому что в ее основе — принятие любого ребенка, его интересов и потребностей.

Есть также достойные отечественные методики. Например, «Развитие», которую разрабатывал Леонид Венгер и его сотрудники. Здесь у детей формируют познавательные способности. Могу упомянуть программы «Детство», «Радуга», «Золотой ключик» и другие, которые позволяют ребенку наслаждаться детством и параллельно развиваться. И особенно важно, что сегодня на второй план уходят методики раннего обучения чтению вроде кубиков Зайцева.

Многих детей с раннего возраста отдают в кружки и секции. Раньше были популярны музыкальные школы, а что востребовано сегодня?

Думаю, что занятия музыкой по-прежнему востребованы, другое дело, что это требует от мам и пап определенного труда, чтобы дети занимались еще и дома. Не каждый родитель готов на такие подвиги. А среди кружков на первое место выходит спорт — например, плавание для общего физического развития. Гендерный уклон тоже прослеживается: мальчикам подбирают мужественные виды спорта, кружки по моделированию, а девочек водят туда, где можно развивать пластичность и изящество (танцевальные кружки, хореография, изобразительное искусство). И, конечно, выбор во многом зависит от того, что есть рядом с домом.

У некоторых детей время на занятия расписано буквально по часам. Как родителям вовремя остановиться?

Это беда детей, у которых такие активные родители, многие ребята перегружены. Родители нередко переносят свои нереализованные желания на ребенка. Одна мама мне сказала: «Ну как моя дочь может уставать и не хотеть, если у нее столько возможностей! У меня в детстве такого не было». Найти золотую середину сложно. Даже если ребенок физически развитый, это не значит, что его надо нагружать по полной. Думаю, надо идти от желания ребенка, нравится ему или нет. А кроме того, следить за его состоянием. Потому что даже если ребенку все нравится, то сил у него немного. У некоторых детей неожиданно появляются апатия, плаксивость, нервозность, сон становится беспокойным. Это важный сигнал, что накопилась усталость. Или другая не очень хорошая ситуация для развития личности ребенка: поначалу в секции было интересно, а когда пришло время прикладывать определенные усилия, он начал пасовать. Я думаю, что лучше выбрать одну-две секции по желанию ребенка и посещать их регулярно. А остальные интересы можно удовлетворять свободной деятельностью дома.

Родители еще и ждут от детей конкретных результатов — призов, побед, достижений. Как к этому относиться?

Многое зависит от установок родителей, зачем они водят ребенка на занятия. Надо в первую очередь посоветоваться с преподавателем или тренером. Если перспективы у ребенка есть, возможно, придется положить жизнь, чтобы вырастить чемпиона. А если перспектив нет, лучше объяснять ребенку, что у него может что-то не получаться, и родители не ждут от него золотых медалей. Но успехи стоит подчеркивать — например, вчера не мог поймать мяч, а сегодня получилось.

Дети и гаджеты — больная тема для многих. Как электронные устройства влияют на развитие ребенка?

Это сложный вопрос. Коллеги проводили исследования развития детей в цифровую эпоху и априори решили, что все дети живут в гаджетах. Но так считать не совсем корректно. Мне кажется, говорить о засилье гаджетов можно лишь с большой натяжкой. Многие дошкольники, если у них есть выбор, предпочтут поиграть в подвижные игры, погулять или что-то сделать руками, чем сидеть в телефоне. Скорее, к гаджетам привязаны подростки, у кого-то даже появляется зависимость.

Еще очень важно, чем ребенок занимается с устройствами. Было бы неправильно совсем их запрещать, потому что тогда он будет белой вороной в кругу сверстников. Другое дело, что нужно ограничивать по времени и следить, как используется гаджет, какой контент смотрит ребенок, насколько он самостоятелен в этом взаимодействии. Взрослые должны отвечать за компьютерную безопасность, а также помнить, что устройство не заменяет реальную жизнь, это всего лишь средство — посмотреть мультфильм, поиграть в развивающую игру. Например, я недавно видела интересную российскую разработку — программу 3D-моделирования для детей. Чтобы воссоздать объект, ребенок сначала должен исследовать его форму, свойства, а затем нарисовать объемную фигуру, ее схему. Это хорошая современная возможность для развития воображения наряду с лепкой и конструированием.

Если говорить о развитии воображения, то может ли видеоконтент этому помешать?

Да, может. Ребенок, который много смотрит, получает уже готовую историю, а сам перестает придумывать, либо его фантазии так или иначе связаны с видеоконтентом. Поэтому видео лучше давать ограниченно, и содержание должно устраивать взрослого. Здесь бывают проблемы. Например, в нашем университете есть центр, который занимается экспертизой игр и игрушек, и коллеги говорят о скрытой опасности всяких монстров и вампиров, которые стали популярными у детей. Хотя дошкольники еще не видят в них тех смыслов, которые видят взрослые, они взаимодействует с ними как с обычными персонажами. На мой взгляд, советские мультфильмы и сказки гораздо полезнее. И неправда, что они устарели и детям неинтересны — дошкольники смотрят их с большим удовольствием и по несколько раз.

У многих детей сегодня серьезные проблемы с вниманием — они плохо концентрируются. Почему так происходит и что с этим можно сделать?

Способность человека на чем-то сосредотачиваться и удерживать внимание — это то, что в психологии называют произвольностью. Умение подчинять свои внутренние импульсы и желания внешним правилам. К сожалению, это качество мы все реже и реже наблюдаем у детей. Если речь не идет про диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то причиной отчасти может быть недостаток игры. Потому что в игре, как ни странно, развивается не только образное мышление, но и произвольность. Когда ребенок берет на себя роль, он вынужден выстраивать свое поведение в соответствии со сценарием. Например, играя в водителя такси, он не должен вести себя как продавец или врач, иначе процесс развалится, и партнеры ничего не поймут. Игра для ребенка — настолько увлекательная деятельность, что ради нее он готов выполнять правила, фокусировать свое внимание. Помимо сюжетной игры есть много разных игр с правилами, как подвижных, так и настольных. Я бы еще упомянула продуктивную деятельность, которая также развивает произвольность. Скажем, нужно сделать какую-то поделку, родители могут подсказать, какие взять материалы, в какой последовательности обработать. По сути, это же правила.

Выходит, игра — самое важное, что происходит с ребенком в детстве?

Взрослым кажется, что нужно как можно раньше учить ребенка буквам и цифрам, им это гораздо проще и знакомо, чем его развивать. Произвольность, воображение и образное мышление развиваются в детской деятельности и в игре, а не благодаря формальному обучению. Так что не нужно отнимать у детей детство, лучше делать что-то вместе с ребенком, разговаривать с ним, предоставлять время для самостоятельных занятий. И не отмахиваться, а объяснять, что у родителей есть дела, пусть ребенок сам придумает, чем ему заняться. Так он научится планировать свою деятельность и свое время.
Опять-таки, многое зависит от самих родителей — они хотят, чтобы ребенок был счастлив или успешен? Пусть пообщаются с очень успешными людьми, спросят, насколько они довольны и счастливы. Жизнь сложна, и в какой-то момент ребенок может не добиться результатов, которых от него ожидали. И что, тогда крах всему? Так что успех — это палка о двух концах.

Беседовала Юлия Фуколова, старший редактор журнала «Harvard Business Review Россия».
Harvard Business Review Россия




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Добровести. Фениксиница
11-02-2013
Добровести. Фениксиница

Сергей Супонев - последний взрослый могиканин в мире детства
28-01-2013
Сергей Супонев - последний взрослый могиканин в

Две публикации по теории и истории детства
23-01-2005
Две публикации по теории и истории детства

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Сентябрь 2021 (22)
Август 2021 (25)
Июль 2021 (27)
Июнь 2021 (40)
Май 2021 (23)
Апрель 2021 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх