Ольга Шиян 29 августа
Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, стала гостем передачи «Родительское собрание», выходящей на радиостанции «Эхо Москвы». В преддверии нового учебного года Ольга Александровна приняла участие в обсуждении темы «Ребенок идет в детский сад». Запись эфира можно посмотреть по
ссылке, а сейчас предлагаем ознакомиться с ответами Ольги Шиян на самые интересные вопросы программы.
Как понять, что ребенок готов к детскому саду?Нужно понаблюдать, насколько заинтересованно ребенок включается в групповую коммуникацию, как он реагирует на малознакомых взрослых. Однако принципиальный фактор здесь — качество детского сада, потому что бывает так, что, идя в один детский сад, ребенок рыдает, а с переходом в другой эта проблема исчезает.
Насколько хороша практика пробного режима, когда родители отводят ребенка в сад на несколько часов и первое время просто наблюдают, как он реагирует и адаптируется?Одни дети с нетерпением ждут похода в детский сад, другим тяжело разлучиться с родителями даже на несколько часов, поэтому все зависит от ребенка. В любом случае очень важно установить контакт с воспитателем, то есть нужно найти взрослого, которому вы доверяете, а дальше уже вместе с ним обсуждать ситуацию. Компетентный воспитатель может дать хороший практический совет родителю, который поможет сделать адаптационный период максимально легким и комфортным для ребенка.
Стоит ли отдавать ребенка в ясельную группу?Такой опыт очень распространен в зарубежных странах. Если необходимо отдать ребенка в ясельную группу, мы должны быть уверены, что в этом детском саду действительно очень хороший уход. Специфика этого возраста (до 3 лет) — формирование привязанности и базового доверия к миру. Если мы хотя бы какую-то часть этого отдаем детскому саду, то мы должны удостовериться, что ребенок не принесет оттуда чувство стыда или вины. Поэтому доброжелательность и внимание воспитателей в уходе за ребенком раннего возраста должны быть на первом месте.
Как подготовить ребенка к первому дню в детском саду?Любой выход в несемейное пространство связан с тем, какой опыт у ребенка был до этого: чем больше он накопил уверенности, что он любимый, свободный и смелый, тем легче ему будет двигаться дальше. Но если мы представим себя на месте ребенка, мы поймем, что выходить в большой мир, который еще совсем не знаком — страшно. Поэтому можно придумывать разные хитрости. Например, давать ребенку какую-то маленькую вещичку, которую он носит с собой как знак того, что его значимый взрослый о нем не забывает и скоро придет за ним.
Что делать, если ребенок пришел из сада со слезами и словами, что он больше никогда туда не пойдет?В первую очередь необходимо выслушать ребенка, а не бежать и сразу принимать какие-то меры. В этом разговоре нужно отразить и разделить его чувства. Иногда того, что взрослый посочувствует и скажет, что у него были такие случаи, достаточно для того, чтобы ребенок вытер слезы и был готов к следующим походам в сад. В других случаях нужно вмешиваться и разговаривать с воспитателем.
Стоит ли рассматривать детский сад как подготовительную ступень к школе? Как в таком случае должна быть распределена нагрузка?Дошкольное образовательное учреждение высокого качества отличается тем, что образование в нем происходит через событийную жизнь. Например, если дети играют в магазин, в этой игре происходит масса образовательных моментов: они что-то считают, пишут вывески и так далее.
На самом деле, мы несколько механически понимаем готовность ребенка к школе: если там он уже должен уметь читать и писать, значит, уже в детском саду ему нужно начинать этому учиться. Но парадокс детского развития состоит в том, что готовность к будущему чтению и письму рождается в игре, сочинении историй, рисовании. В. В. Давыдов говорил, что внутри игры вызревает будущее теоретическое мышление, потому что это возможность увидеть то, чего нет. У ненаигравшихся детей могут быть проблемы в школе: игровые приемы, использующиеся на уроках, сразу выносят их в игру, а не становятся мостиком в учебную деятельность.
Важно, чтобы то, чем окружен ребенок в детском саду, провоцировало его воображение: в группе должно быть много разнофактурной бумаги, неструктурированного материала, кубиков. Отлично, если есть возможность сделать игру длительной, а не убирать или разрушать какую-либо постройку перед уходом, например, на прогулку, потому что именно длительная игра важна для развития.
С какими навыками и знаниями должен выходить из детского сада ребенок?Если дошкольное образование было действительно качественным, то, скорее всего, ребенок вынесет из сада умение действовать по правилам, которые он задал сам себе (это рождается в игре), способность мыслить творчески, умение сотрудничать. Лучший детский сад тот, где поддерживают детскую инициативу и где ребенок действует по своему замыслу.
www.mgpu.ru
На развитие сайта