Владимир Кудрявцев Все носятся со «свободой слова». Это примерно такая же чушь, как «свобода мысли». Есть просто мысль – свободная, «по определению». И такое же «по определению» слово, если оно – по Гегелю, «действительность мысли» (а нее отсутствия).
Мыслить и выражать, а главное - строить мысль в слове вам никто не может запретить. Кроме вас самих. Или неспособности это делать. Тот же Гегель, писал: все мы «метафизики» - уже потому, что мыслим, а первоначальное изучение грамматики ребенком он считал введением в философию. Все мы поэты, когда говорим – уже потому, что поэту нельзя запретить писать стихи или, наоборот, заставить его это делать. В противном случае - это не поэзия, не философия, не мышление, не речь, а некоторые суррогаты всего вышеперечисленного.
В политическом обиходе «свобода слова» - это вопрос о разрешении/запрете на передачу сообщений, «информации». И все. В «информации» самой по себе еще нет ничего, что наполняет его мыслью и разносит по умам свободу. Да, когда-то политика была формой мышления, когда-то мыслили и говорили
политически. В античности ораторское и политическое искусство совпадали. Политики обращались к гражданам. С рабами они просто не разговаривали.
Но расширяющаяся демократия с неизбежностью родила популизм. А он из стремления манипулировать чьим-то сознанием со временем коварно сблизил политиков и обывателей. Опять же плод роста демократии вширь: рабским сознанием манипулировать не нужно. Стремление манипулировать, разумеется, тщетное – у каждого сознания в отдельности и общественного сознания в целом всегда припрятан кукиш в кармане размером с пролетарский булыжник. Итог: обывательское мышление (а не старый добрый популизм) нынче воцарился в мировой политике. А «политинформация» конгениальна. Печальный пример – недавние «5 тезисов Медведева», по поводу которых даже сомневаются: он ли автор?
И уж тем более, не осуждайте кухонную стилистику языка политических телешоу – Воронья слободка давно переехала в «ящик», откуда обыватели разговаривают с обывателями. На деле - сами с собой.
«Освободите слово!» - призыв, наверное, все-таки чуть режущий ухо. Хотя он ничем не лучше призыва «Освободите туалет!». Впрочем, нужна ли для этого рекламная пауза в политическом телешоу?
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта