Январь 1998 г., у нас. С
Андреем Владимировичем Брушлинским. Отмечаем защиту моей докторской, на которой он выступал первым оппонентов в декабре 1997 г., но тогда спешил на лекции в МГУ.
30 января 2002 г. моего учителя убили в подъезде собственного дома. Дело поставили на президентский контроль - не каждый день директоров институтов РАН убивают. Вскоре заглохло. Совсем недавно провели повторное расследование. Результат ожидаемый - тот же.
Утром беседовали по телефону с женой (язык не поворачивается сказать "вдовой") Тамарой Константиновной Мелешко. И она припомнила, что после выхода рубежной для философии и психологии книги С.Л.Рубинштена "Бытие и сознание" его молодой преданнейший ученик Андрей Брушлинский заявил учителю: НЕ ТО название, НЕ те понятия - не сомасштабные, не сопоставимые. Рубинштейн даже немного обиделся, сказав: "Вы слишком критичны" (что правда). Но... свою последнюю книгу назвал "Человек и мир", которую начал со слов:
Наша книга "Бытие и сознание"' поставила и, затронув попутно целый ряд вопросов, в какой-то мере, надеюсь, разрешила или продвинула разрешение одной основной проблемы - о природе психического и его месте во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Проблема бытия и сознания, обозначенная в заглавии книги, в целом не была там охвачена.
Мало того: основной результат нашего исследования проблемы психического в "Бытии и сознании" показал, что самая постановка вопроса, заключенная в заглавии нашей книги, не может быть окончательной. В самом деле, наш важнейший тезис заключается в том, что идея, образ, а значит, и вообще сознание, мышление не могут быть приняты в качестве самостоятельного члена основного гносеологического отношения. За отношением идеи, образа и вещи, сознания или познания и бытия стоит другое отношение - человека, в познавательной деятельности которого только и возникает образ, идея, и бытия, которое он познает.
Основная, центральная проблема философии обычно встает перед человеком как проблема бытия и сознания, бытия и мышления в широком смысле слова, т. е. бытия и познания. Это в известном смысле закономерно и в определенном отношении необходимо. Но эта проблема бытия и сознания - при правильной ее постановке - все же необходимо преобразуется в другую, за ней стоящую. Само сознание существует лишь как процесс и результат осознания мира человеком. За проблемой бытия и сознания раскрывается проблема бытия, сущего и человека, его познающего и осознающего. Таким образом, центральная проблема, которая перед нами встает, - это проблема бытия, сущего и места в нем человека.
Но человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку: человек - это люди в их взаимоотношениях друг к другу. Человек как абсолют, как "вещь в себе", как нечто обособленное и замкнутое в себе - это не человек, не человеческое существо и, более того, это вообще не существо, это нечто несуществующее - ничто.
20 лет приходится жить в мире без Человека по имени Андрей Брушлинский. Хотя, нет. Тамара Константиновна сказала: "Для меня он ДОМА". И для меня. У себя или у меня. Значит, в МИРЕ, о котором мы чего-то не знаем.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта