Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Психологический портрет современного дошкольника — тема нового номера журнала «Современная зарубежная психология»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 159
  •  
    • 0

Источник фото

Многое в будущем человека, в становлении его личности обусловлено происходящим в дошкольном возрасте. Это еще и еще раз подтверждает слова А.Н. Леонтьева о том, что «Дошкольный возраст — период первоначального фактического склада личности».

Авторы тематического номера вновь обращаются к рассмотрению вопросов связи отношения к ребенку и к детству с будущим ребенка и общества в целом. Актуальные проблемы дошкольного детства отражаются в том, какими стали приоритеты в исследованиях детства за последние два года. К сожалению, на первых позициях — работы, посвященные вопросам психологической безопасности ребенка, что определенным образом характеризует ситуацию развития современных детей.

Принимая всю неизбежность проникновения IT-технологий в жизнь человека, и маленького ребенка в том числе, исследователи изучают факторы, которые могли бы снизить их негативное влияние и максимально обезопасить развитие дошкольников. Не могла пройти бесследно тема пандемии, которая вынужденно погрузила всех в непривычные для человека условия существования и взаимодействия с миром и не могла не оказать определенного влияния на развитие дошкольников.

Традиционно в поле научных интересов психологов — очень важные вопросы, касающиеся общих закономерностей и условий развития детей дошкольного возраста и являющимися, по сути, центральными в понимании дошкольного детства: это игра как ведущая деятельность и развитие детских представлений об окружающем мире.

Предисловие к номеру подготовлено выпускающим редактором — Бурлаковой Ириной Анатольевнаой, кандидатом психологических наук, профессором, заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ.
PsyJournals.ru

Предисловие к номеру


Наш журнал продолжает рассматривать зарубежные исследования в русле возрастно-психологической проблематики. В этом номере собраны статьи, позволяющие представить себе портрет современного дошкольника и образ дошкольного детства.

Наиболее объемной является рубрика «Психология развития». Ее открывают статьи, в которых освещаются общие проблемы психологии развития современного дошкольника: пространство зарубежных исследований психологии дошкольного возраста, проблемы современного детства и игровой деятельности. Следующая группа статей посвящена анализу связи использования цифровых устройств, в том числе цифровых игрушек, с психо-физическим, когнитивным, эмоционально-личностным, социальным развитием ребенка, его взаимоотношениями с родителями и сверстниками.

Наш журнал не мог обойти такую актуальную тему как влияние пандемии COVID-19 на психическое развитие детей, чему и посвящена следующая статья. Завершают рубрику, статьи, описывающие становление представлений о времени от рождения до школы.

Рубрика «Клиническая психология» представлена статьей, раскрывающей современные зарубежные подходы к обучению и воспитанию детей с тяжелыми множественными нарушениями. В тематический номер вошли работы, которые рас сказывают об актуальных исследованиях в русле проблематики, волнующей сегодня детских психологов разных стран.

Открывает журнал в рубрике «Психология развития» статья Т.В., Ермоловой, А.В. Литвинова, Н.В. Савицкой, О.А. Круковской «Наукометрическое пространство зарубежных исследований по психологии дошкольного возраста». В своем обзоре авторы сжато рассматривают новейшие (2020—2021 гг.) исследования зарубежной высшей школы, касающееся про блем психологии дошкольного возраста. Обобщая проведенный анализ, авторы обращают внимание на тенденцию смещения научных интересов в сторону психологической безопасности дошкольника, повышения рисков в жизни детей, жестокого обращения с ними. Отдельно описываются исследования детского поведения, психофизиологии восприятия, образова тельных ожиданий родителей и др.

Статья Е.Ю. Протасовой «Образ современного ребенка: теоретические и прикладные аспекты» ставит перед нами вопросы связи отношения к ребенку и к детству с будущим ребенка и общества в целом. Автор анализирует, как идеи Лориса Малагуцци об образе ребенка повлияли на современные теории воспитания и педагогические практики. Е.Ю. Протасова раскрывает, как реализуются в дошкольном образовании принципы партиципаторности (культуры участия и эмпатии), легитимности прав ребенка, учета растущего разнообразия контингента обучаемых, обучающих и условий обучения, обеспечения максимального равенства, в том числе доступности качественного образования для всех, а также своевременной реакции на меняющиеся условия жизни.

Говоря о дошкольном детстве, невозможно не затронуть проблемы становления игровой деятельности, символическом характере игры, ее роли в психическом развитии дошкольника. Именно этим исследованиям посвящена статья К.X. Гонсалес-Морено и Ю. Соловьевой «Рефлексивное и творческое использование символических средств в игре, имитирующей исполнение социальных ролей». Особый интерес представляет то, что авторы взяли за основу идеи Л.С. Выготского об использовании символических средств в дошкольной игре. Они показали, что в результате специальной организованной взрослым игры у дошкольников происходит переход от одного уровня символического опросредстования к другому: от непосредственного восприятия чувством (материализованного), к способности к восприятию (перцептивного), а далее к языковом/словесному (вербальному) уровню. Сделан вывод о том, что игровая ситуация с социальными ролями способствуют формированию и укреплению волевой сферы.

Три статьи посвящены использованию дошкольниками цифровых устройств, в частности цифровых игрушек. Е.Е. Клопотова и С.Ю. Смирнова в статье «Ребенок в эпоху цифровых игрушек. Обзор зарубеж ных исследований» рассматривают исследования, посвященные позитивным влияниям и рискам использования цифровых игрушек в игре, обучении и коммуникации. Авторы описывают не только сами игрушки, но и говорят о том, какие изменения происходят в игре, обучении и коммуникации современных дошкольников, играющих в цифровые игрушки.

Продолжая тему использования цифровых устройств Н.С. Денисенкова и П.И. Тарунтаев в статье «Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств» обращают основное внимание на то, что именно взрослые являются проводником дошкольника в мир цифровых технологий. То, как сам взрослый использует цифровые устройства, его установки и предпочтения оказывают значительное влияние на медиа-активность ребенка. Авторы рассматривают явление родительской медиации (сопровождения) детской медиа-активности, ее роль в увлечении ребенком гаджетами, негативные и позитивные последствия раз личных стратегий такого сопровождения.

Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса, Е.А. Чичинина в статье «Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения у дошкольников» описывают значение детской медиа-активности с точки зрения психофизиологического развития дошкольника. Они показывают, что время использования цифровых устройств отрицательно связано с продолжительностью сна, временем засыпания и качеством сна дошкольников, а также с их двигательной активностью. Чем больше ребенок проводит времени с гаджетами, тем выше индекс массы его тела, чаще возникают нездоровые пищевые привычки. Говоря о современном детстве нельзя не остановиться на проблемах влияния пандемии на развитие детей. Именно этому посвящена статья Д.А. Бухаленковой и Д.М. Нечаевой «Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19». Обзор исследований показывает, что пандемия негативно сказалась на психо-физическом, социальном и эмоционально-личностном развитии дошкольников. Уменьшилась физическая активность детей, ухудшились показатели саморегуляции и эмоционального интеллекта. Авторы делают вывод, что наиболее существенную роль играет ограничение социального взаимодействия, климат в семье, стресс родителей, а также возможность посещения дошкольных заведений. На переживании детьми последствий изоляции позитивно сказываются гармоничные детско-родительские отношения и посещение дошкольных учреждений.

Рубрику завершает статья А.В. Солодковой, представляющая анализ классических и современных исследований развития представлений о времени в детском возрасте. В статье «Развитие представлений о времени в детском возрасте» опираясь на множество работ, автор рассматривает динамику развития представлений о времени, начиная с младенческого и заканчивая младшим школьным возрастом. В поле ее анализа попадают такие феномены как: интервальные часы (развитие представлений о длительности), перио дические часы и локализация события во времени, осознание себя во времени. Заключая статью, автор описывает значение представлений о времени в психическом развитии ребенка.

В рубрику «Клиническая психология» включена статья М.А. Ветровой и А.О. Ветрова «Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы». Она раскрывает актуальную и очень сложную тему развития детей, в анамнезе которых встречаются множественные нарушения, сочетание различных диагнозов. Данная проблематика становится особенно актуальной с точки зрения проблем организации психолого-педагогической помощи, встающих перед современным инклюзивным образованием. инвалидностью. Особое значение авторы уделяют раз витию социально-коммуникативной сферы, эффективности мероприятий, направленных на обучение дошкольников и их ближайшего окружения использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации, обеспечению доступного и развивающего общения.

Вне темы номера публикуются статьи М.И. Ясина «Русскоязычная адаптация методик «Избегание опыта» и «Принятие опыта и действий», Р.С. Волкова, М.Е. Сачковой «Актуальные направления зарубежных исследований идентичности подростков», Е.Э. Бойкина «Современные лики социального остра кизма: гостинг, орбитинг, фаббинг, культура отмены», а также краткое сообщение Е.Г. Швайко «Особенности субъективного переживания боли».

Надеемся, что тематический номер, посвященный проблеме особенностей развития детей младшего возраста, будет интересен коллегам и поможет им сориентироваться в многокрасочной палитре исследований современных дошкольников и дошкольного детства.

И.А.Бурлакова
Н.С.Денисенкова


Скачать номер в формате PDF:
psihologicheskij-portret-sovremennogo-maket-szp-2-2022.pdf [2,28 Mb] (cкачиваний: 4)
Посмотреть онлайн файл: psihologicheskij-portret-sovremennogo-maket-szp-2-2022.pdf




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
О развивающем потенциале дошкольного образования в новом номере журнала " Детский сад: теория и практика"
19-06-2019
О развивающем потенциале дошкольного образования

Вышел в свет № 3-4 журнала "Детский сад: теория и практика". Тема номера - "Развивающий потенциал дошкольного образования".
«Два лика игры» -  тема № 5 журнала «Обруч» за 2016 г.
01-11-2016
«Два лика игры» - тема № 5 журнала «Обруч» за

Дорогие друзья! Давайте заглянем в пятый «Обруч» 2016 года, который вот-вот выйдет в свет. Тема номера – «Два лика игры». С одной
Е.Л.Горлова. Направления психологической помощи родителям ребенка с гипреактивностью и дефицитом внимания
10-01-2007
Е.Л.Горлова. Направления психологической помощи

  • Календарь
  • Архив
«    Август 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Август 2022 (14)
Июль 2022 (36)
Июнь 2022 (33)
Май 2022 (40)
Апрель 2022 (68)
Март 2022 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх