Дорогие друзья!
Давайте заглянем в пятый «Обруч» 2016 года, который вот-вот выйдет в свет. Тема номера – «Два лика игры».
С одной стороны, детская игра – царство свободы, главная форма самодеятельности ребенка. С другой – особым образом организованная взрослыми «форма педагогической работы». На взаимопроникновении этих сторон рождается игра. Разумеется, для этого сами взрослые должны уметь играть, а не просто организовывать игры. Именно такие взрослые – авторы нового номера «Обруча»!
«Вернуть детям игру» – интервью с Антониной Цицулиной, президентом Национальной ассоциации игрушечников России, членом координационного совета при Президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей. В списке тем – Международная конференция «Игровая культура современного детства», психолого-педагогическая экспертиза игрушек и любимые плюшевые друзья детства.
И вновь о двойственности. «Игра рождается дважды» – статья Дарьи Марковой о теории и практике игр на примере богатейшего материала Игротеки Татьяны Барчан, руководителя Центра образования и творческого развития «Ребус».
Берем игру в свои руки. В статье «Сенсорные игры» Лейсан Ибатуллина, воспитатель, детский сад № 7 «Жемчужина», Стерлитамак, рассказывает об опыте работы, в ходе которой взрослые создают материал для развития сенсорных умений и способностей детей по определенному замыслу, а дети, работая с ним, пытаются проникнуть в этот замысел, преобразуя и добавляя что-то свое.
Стены, потолок и особенно – пол. Иногда этого уже достаточно для полноценной игры. Пол – это территория свободы и творчества. «Территория игры». В статье с таким названием Елена Шляхович, учитель-логопед, МАДОУ «Страна чудес», детский сад № 37 «Лесная сказка», Новоуральск, рассматривает несколько вариантов напольных игр с логопедической направленностью и доказывает их эффективность.
И, конечно, мы не могли обойти вниманием игру в обруч. «Красивая игра серсо» – материалами об интересной, развивающей и радостной спортивной игре поделилась с нашими читателями Марина Борисова, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования, Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, Москва.
С этими и другими материалами вы вскоре сможете познакомиться подробнее. Новый номер вот-вот появится в нашем интернет-магазине – и мы сразу поделимся с вами ссылкой.
Играйте в игры, читайте «Обруч», будьте счастливы.
Два лика игры
Тема этого номера сформулирована «интригующие». На самом деле, то, что стоит за этой «интригой» давно и хорошо известно всем, кто профессионально занимается дошкольном образованием. Да и в жизни порой различимо «на глазок».
Детская игра… С одной стороны, – царство спонтанности и свободы, главная форма самодеятельности ребенка. С другой стороны, - особым образом организованная взрослыми, преследующими определенные педагогические цели, деятельность детей. Даже «форма педагогической работы».
Противоречит ли одно другому?
Во-первых, о наличии этих двух сторон знает взрослый, но иногда не подозревает ребенок. Для него это – одна игра, одна форма его детской жизни. При условии, что «организация» не перерастает в «заорганизованность» и служит целям раскрепощения инициативы и развития самостоятельности, которые без толчка со стороны взрослого ребенок может и не проявить. По-настоящему «развивающая игра» - постоянной переход одного в другое: педагогического замысла взрослого в фантазию ребенка и наоборот.
Во-вторых, еще ни один ребенок на нашей планете не начал играть без участия взрослого. В истории человечества игра «отпочковалась» от ритуалов, в которых принимали участие и дети. Современные дети, во что бы они ни играли, так или иначе играют во взрослость - в свое будущее, в образе которого эта взрослость, конечно же, немного идеализируется, принимая чудесные, волшебные, героические черты. Но, если присмотреться, все они растворены во взрослых, в лучшем из того, что в них есть. Собранные вместе, они могут превращаться в фантастических персонажей. Но сотканы эти персонажи из реалий жизни, взрослой жизни, продуктивные силы которой недоступны пока ребенку.
На взаимопроникновении этих сторон рождается игра. И это – тоже во многом задача «педагогической организации», а дети всегда откликнуться содействием в ее решении. Разумеется, для этого сами взрослые должны уметь играть, а не просто «организовывать игры».
Именно такие взрослые – авторы нового номера «
Обруча».
На развитие сайта