Анна Якшина Наблюдение кажется чем-то само собой разумеющимся, и едва ли можно найти педагога, который отрицал бы его важность. Но, если несколько педагогов зайдут в одну и ту же группу детского сада с задачей понаблюдать за детьми и проведут там пару часов или присмотрятся к тому, что происходит на переменке в школе, а потом опишут, что увидели, их истории могут кардинально отличаться.«Девочки играли в русалок, кубики у них были ракушки, они ныряли за ними и украшали себе прически, подбирали платья, собираясь на бал к морскому королю. Здорово они придумали сделать себе хвосты, связав два платка!»
«Дети разбрасывали ткани, прыгали, сильно шумели, им было нечем заняться, в группе очень плохая дисциплина».
Невероятно, но это описание того, что делали одни и те же дети. И тот и другой взрослый «провели наблюдение», но в одном случае удалось приблизиться к самим детям, смыслу их занятий, а в другом интерпретация осталась поверхностной и заслонила детей от педагога. Легко предугадать, что оба педагога будут дальше по-разному строить свое взаимодействие с детьми.
Почему так произошло?
Наблюдая, педагог может попасть в ловушки, которые превратят наблюдение из суперсилы в непробиваемую стену, отделяющую его от детей и отнимающую при этом много времени и сил. Давайте попробуем разобраться, что может стать такими ловушками и как их избежать.
У первого педагога фокусом была детская игра, а у второго – дисциплина. Первый стремился увидеть смысл, второй давал оценку. Два эти примера отличаются в первую очередь направленностью педагога (к детям или от них), степенью его открытости к неизвестному. В первом случае педагог интересовался тем, что сейчас важно самим детям, во втором – отслеживал, насколько поведение соответствует внешним правилам. Это ловушка «сбитого фокуса». То есть мы наблюдаем, но не за тем, и можем прийти к ошибочным выводам. Чтобы избежать этого, можно задать себе вопрос: «Что есть важного именно с точки зрения детского развития в том, что я сейчас вижу?»
Важно, чтобы в приоритете были именно возможности для развития детей, а не соображения удобства, поддержания внешнего порядка, собственные предпочтения относительно поведения детей и следование принятым нормам и правилам. То есть нужно попытаться посмотреть на ситуацию глазами самого ребенка, учесть его перспективу. Почему в этой ситуации ребенок ведет себя именно так? Что для него сейчас важно?
Также стоит отличать наблюдение от простого смотрения, приглядывания за детьми. Наблюдение может стать суперсилой педагога, когда у него есть профессиональные очки, делающие важное для развития ребенка понятие видимым. Профессиональные очки – это четкие критерии, отделяющие одно понятие от другого, или инструменты для наблюдения, в основе которых заложены такие критерии. Педагогу, наблюдающему за игрой, важно обращать внимание не на внешние признаки (наличие игрушек, костюмов, сценария), а на то, есть ли условный план и что там происходит, какие переживания находят символическое выражение в игре, какой смысл придает ребенок тому, что происходит.
Наблюдение становится суперсилой педагога только тогда, когда оно встроено в цикл педагогического действия: наблюдаю – рефлексирую – планирую – рефлексирую – пробую – рефлексирую – снова наблюдаю, что получилось, а что нет. Важно, чтобы результаты наблюдения становились основой для рефлексии, появления педагогических гипотез («А что, если я сделаю?..») и создания условия для развития игры, уместного ее сопровождения.
Зачастую педагоги с удовольствием и интересом наблюдают за детьми, но для себя выбирают оставаться вне игры. Здесь стоит
проблематизировать позицию взрослого, выйти за пределы крайностей «руководить – не вмешиваться» и увидеть другие варианты, не противоречащие ценности подлинной игры. На самом деле взрослый в игре не лишний, если его участие не лишает игру детей ее ключевых особенностей – удовольствия, вовлеченности, воплощения собственных замыслов.
Для развития игры важно играть с другим хорошим игроком. Взрослый как раз может быть таким посредником в передаче игровой культуры, пригласить детей в мир игры. Но все это возможно только из партнерской позиции. А чтобы быть в партнерстве, важно видеть другого и искренне интересоваться им, то есть наблюдать, удивляться, оставаться открытым тому, что происходит здесь и сейчас, и отважиться на подлинную встречу и совместность.
Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУУГ - МоскваПо теме на сайте:-
Владимир Кудрявцев. Что самое сложное в познании?
На развитие сайта