Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Анна Якшина. Увидеть игру. Наблюдение - суперсила?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 575
  •  
    • 0

Анна Якшина

Наблюдение кажется чем-то само собой разумеющимся, и едва ли можно найти педагога, который отрицал бы его важность. Но, если несколько педагогов зайдут в одну и ту же группу детского сада с задачей понаблюдать за детьми и проведут там пару часов или присмотрятся к тому, что происходит на переменке в школе, а потом опишут, что увидели, их истории могут кардинально отличаться.

«Девочки играли в русалок, кубики у них были ракушки, они ныряли за ними и украшали себе прически, подбирали платья, собираясь на бал к морскому королю. Здорово они придумали сделать себе хвосты, связав два платка!»

«Дети разбрасывали ткани, прыгали, сильно шумели, им было нечем заняться, в группе очень плохая дисциплина».

Невероятно, но это описание того, что делали одни и те же дети. И тот и другой взрослый «провели наблюдение», но в одном случае удалось приблизиться к самим детям, смыслу их занятий, а в другом интерпретация осталась поверхностной и заслонила детей от педагога. Легко предугадать, что оба педагога будут дальше по-разному строить свое взаимодействие с детьми.

Почему так произошло?

Наблюдая, педагог может попасть в ловушки, которые превратят наблюдение из суперсилы в непробиваемую стену, отделяющую его от детей и отнимающую при этом много времени и сил. Давайте попробуем разобраться, что может стать такими ловушками и как их избежать.


У первого педагога фокусом была детская игра, а у второго – дисциплина. Первый стремился увидеть смысл, второй давал оценку. Два эти примера отличаются в первую очередь направленностью педагога (к детям или от них), степенью его открытости к неизвестному. В первом случае педагог интересовался тем, что сейчас важно самим детям, во втором – отслеживал, насколько поведение соответствует внешним правилам. Это ловушка «сбитого фокуса». То есть мы наблюдаем, но не за тем, и можем прийти к ошибочным выводам. Чтобы избежать этого, можно задать себе вопрос: «Что есть важного именно с точки зрения детского развития в том, что я сейчас вижу?»

Важно, чтобы в приоритете были именно возможности для развития детей, а не соображения удобства, поддержания внешнего порядка, собственные предпочтения относительно поведения детей и следование принятым нормам и правилам. То есть нужно попытаться посмотреть на ситуацию глазами самого ребенка, учесть его перспективу. Почему в этой ситуации ребенок ведет себя именно так? Что для него сейчас важно?

Также стоит отличать наблюдение от простого смотрения, приглядывания за детьми. Наблюдение может стать суперсилой педагога, когда у него есть профессиональные очки, делающие важное для развития ребенка понятие видимым. Профессиональные очки – это четкие критерии, отделяющие одно понятие от другого, или инструменты для наблюдения, в основе которых заложены такие критерии. Педагогу, наблюдающему за игрой, важно обращать внимание не на внешние признаки (наличие игрушек, костюмов, сценария), а на то, есть ли условный план и что там происходит, какие переживания находят символическое выражение в игре, какой смысл придает ребенок тому, что происходит.


Наблюдение становится суперсилой педагога только тогда, когда оно встроено в цикл педагогического действия: наблюдаю – рефлексирую – планирую – рефлексирую – пробую – рефлексирую – снова наблюдаю, что получилось, а что нет. Важно, чтобы результаты наблюдения становились основой для рефлексии, появления педагогических гипотез («А что, если я сделаю?..») и создания условия для развития игры, уместного ее сопровождения.

Зачастую педагоги с удовольствием и интересом наблюдают за детьми, но для себя выбирают оставаться вне игры. Здесь стоит проблематизировать позицию взрослого, выйти за пределы крайностей «руководить – не вмешиваться» и увидеть другие варианты, не противоречащие ценности подлинной игры. На самом деле взрослый в игре не лишний, если его участие не лишает игру детей ее ключевых особенностей – удовольствия, вовлеченности, воплощения собственных замыслов.

Для развития игры важно играть с другим хорошим игроком. Взрослый как раз может быть таким посредником в передаче игровой культуры, пригласить детей в мир игры. Но все это возможно только из парт­нерской позиции. А чтобы быть в партнерстве, важно видеть другого и искренне интересоваться им, то есть наблюдать, удивляться, оставаться открытым тому, что происходит здесь и сейчас, и отважиться на подлинную встречу и совместность.

Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ

УГ - Москва

По теме на сайте:
- Владимир Кудрявцев. Что самое сложное в познании?




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
От воображения до игр, от стажеров до экспертов, от детей до воспитателей
10-05-2022
От воображения до игр, от стажеров до экспертов,

Как проходят онлайн-стажировки воспитателей детских садов в рамках проекта «Школа Росатома»
Ребенок идет в детский сад: что важно знать родителям
08-09-2021
Ребенок идет в детский сад: что важно знать

29 августа Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ,
Информация к размышлению. И вновь - об ЭТОМ
01-08-2005
Информация к размышлению. И вновь - об ЭТОМ

  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (33)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх